Чрезвычайные ситуации, определение основных понятий, классификация чс, основные поражающие факторы чс. Ликвидация чрезвычайной ситуации По ликвидации чс подразумевается

Ликвидация чрезвычайных ситуаций осуществляется силами и средствами организаций, органов местного самоуправления, органов исполнительной власти субъектов РФ, на территориях которых сложилась ЧС. При недостаточности вышеуказанных сил и средств привлекаются силы и средства федерального подчинения, в том числе регионального формирования.

Одной из главных задач гражданской обороны страны является проведение спасательных и других неотложных работ (СиДНР, СДНР).

Спасательные и другие неотложные работы – это комплекс организационных мероприятий, направленных на всестороннюю подготовку сил и средств, а также выполнение задач по ликвидации последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий или нападения противника.

Организационные мероприятия по подготовке к СДНР проводятся в мирное время, в случае когда угроза возникновения аварий, катастроф, стихийных бедствий отсутствует или маловероятна, при угрозе нападения противника или угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций, а также после нападения противника или после возникновения чрезвычайной ситуации.

Организационные мероприятия, проводимые в мирное время или при отсутствии угрозы возникновения чрезвычайной ситуации:

    Сбор информации о субъектах ЧС военного и мирного времени.

    Создание системы управления для действий в ЧС военного времени и обеспечение ее постоянной готовности.

    Создание, оснащение и подготовка сил и средств для проведения СДНР.

    Планирование СДНР в возможных очагах поражения, районах чрезвычайных ситуаций мирного времени.

    Организация повседневного наблюдения и лабораторного контроля за состоянием объектов, окружающей среды.

    Организация взаимодействия с органами военного командования.

При угрозе нападения противника или угрозе возникновения ЧС (аварий, катастроф, стихийных бедствий) предусматривается:

    Приведение системы управления в нужную степень готовности к выполнению задач.

    Уточнение планов ГО, планов действий органов управления и сил РСЧС по предупреждению и ликвидации ЧС в мирное время.

    Создание группировки сил и средств и приведение их в готовность к выполнению СДНР.

    Уточнение с органами военного командования вопросов взаимодействия.

После нападения противника или факта возникновения ЧС (аварий, катастроф, стихийных бедствий) осуществляется:

    Восстановление нарушенных систем управления, если они были нарушены.

    Восстановление боеспособности группировки сил и средств или создание их, если они были уничтожены, и их защита.

    Организация сбора информации и наблюдения за обстановкой.

    Организация и управление СДНР.

Спасательные работы проводятся в целях розыска пострадавших и извлечения их из-под завалов, разрушенных сооружений, оказание им первой медицинской и врачебной помощи, эвакуация из очагов поражения или районов ЧС в лечебные учреждения.

Спасательные работы включают:

    разведку маршрутов движения и участков работ;

    локализацию и тушение пожаров на маршрутах движения и участках работ;

    розыск пораженных и извлечение их из поврежденных и горящих зданий, загазованных, затопленных и задымленных помещений, завалов;

    вскрытие разрушенных, поврежденных и заваленных защитных сооружений и спасение находящихся в них людей;

    подачу воздуха в заваленные защитные сооружения с поврежденной фильтро-вентиляционной системой;

    оказание первой медицинской и врачебной помощи пострадавшим;

    вывоз (вывод) населения из опасных мест в безопасные районы;

    санитарную обработку людей, ветеринарную обработку сельскохозяйственных животных, дезактивацию и дегазацию техники, средств защиты и одежды, обеззараживание территории и сооружений, продовольствия, воды и т.д.

Причем все эти мероприятия необходимо проводить в максимально сжатые сроки. Это вызвано необходимостью оказания своевременной медицинской помощи пострадавшим, а также тем, что объемы разрушений и потерь могут возрастать.

Цель других неотложных работ: создать условия для проведения спасательных работ и обеспечить локализацию и ликвидацию последствий аварий (катастроф и т.д.) на сетях коммунального хозяйства, энергетики, транспорта и связи.

Другие неотложные работы :

    прокладывание колонных путей и устройство проходов в завалах, зонах заражения;

    локализация аварий на газовых, энергетических, водопроводных, канализационных и технологических сетях в целях создания условий для проведения спасательных работ;

    укрепление или обрушивание конструкций зданий и сооружений, угрожающих обвалом или препятствующих безопасному проведению спасательных работ;

    ремонт и восстановление поврежденных и разрушенных линий связи и коммунальноэнергетических сетей в целях обеспечения спасательных работ;

    обнаружение, обезвреживание и уничтожение невзорвавшихся боеприпасов в обычном снаряжении и других взрывоопасных предметов;

    ремонт и восстановление поврежденных защитных сооружений для укрытия от возможных повторных ядерных ударов противника.

Таким образом, СДНР в очаге поражения или ЧС характеризуются большим объемом и многообразием видов работ. Выполняются во взаимодействии со специализированными формированиями министерств, ведомств, организаций, воинских частей МО РФ и другими формированиями ГО.

К силам и средствам для проведения СДНР относятся:

    военизированные и невоенизированные противопожарные, аварийно-спасательные и аварийно-восстановительные формирования министерств, ведомств и организаций РФ;

    учреждения и формирования службы экстренной медицинской помощи Минздрава России, а также других министерств и ведомств РФ;

    формирования экстренной ветеринарной помощи и службы защиты растений Минсельхоза России;

    военизированные службы по предупредительному спуску снежных лавин и предотвращению градобитий, подразделений авиапарашютной доставки грузов и оборудования Минэкологии России;

    части и подразделения служб МВД России;

    воинские соединения и части, территориальные и объектовые формирования ГО РФ;

    соединения и части химических и инженерных войск, предназначенные для ликвидации последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий;

    силы и средства служб поискового и аварийно-спасательного обеспечения полетов Минтранса России;

    восстановительные и пожарные поезда МПС России;

    аварийно-спасательные службы ВМФ, Минтранса России и других министерств и ведомств РФ;

    отряды, службы и специалисты Ассоциации спасательных формирований России, других добровольных общественных организаций.

Наиболее многочисленными по численности являются различные невоенизированные формирования, которые выполняют основные работы по спасению людей и решают другие неотложные задачи в ЧС мирного и военного времени.

Для проведения СДНР создается группировка сил и средств:

    на объекте промышленности используются формирования объекта, а также могут использоваться формирования города (района), формирования сельского района (некатегорированного города) и другие силы;

    в городе без районного деления – группировки сил объектовых и территориальных формирований города, области, войсковые части ГО, подразделения и части военного гарнизона;

    в городе с районным делением – группировки сил городских районов и резервы города;

    в области – группировки сил категорированных и некатегорированных городов, населенных пунктов с категорированными объектами промышленности, группировка сил районов и резервы.

По своему составу группировка сил и средств должна отвечать замыслу предстоящих действий и обеспечивать:

    возможность быстрого приведения в готовность сил к выполнению задач;

    своевременное выдвижение сил к очагу поражения и развертывание СДНР;

    сосредоточение основных усилий в интересах решения наиболее важных задач;

    развертывание, непрерывное ведение и завершение всего объема спасательных работ в предельно сжатые сроки;

    возможность ведения работ с максимальным использованием всех сил в очагах поражения и осуществление маневра ими;

    устойчивое управление силами и поддержание взаимодействия.

Группировки сил и средств для проведения СДНР, как правило, включают формирования общего назначения, в том числе спасатели (65–70%), и специальные и специализированные формирования (30–35%).

Специальные и специализированные формирования состоят из:

    медицинских формирований (50%);

    противопожарных формирований (25%);

    формирований радиационной и химической защиты (10%);

    служб охраны общественного порядка (10%);

    прочих аварийно-спасательных формирований (5%).

К комплексу технических средств для ведения работ в чрезвычайных ситуациях относят согласованно работающие под единым руководством и взаимно увязанные по производительности и другим показателям основные и вспомогательные технические средства, предназначенные для выполнения отдельных работ или определенных видов работ в рамках одного процесса в зонах чрезвычайной ситуации.

Техническими средствами для ведения работ в чрезвычайных ситуациях являются средства механизации аварийно-спасательных работ, средства малой механизации и механизированный инструмент, транспортные, ремонтные, вспомогательные, переправочные и мостостроительные средства, средства индивидуальной защиты и другие специальные средства, используемые силами ликвидации чрезвычайных ситуаций при выполнении аварийно-спасательных и других неотложных работ в зонах чрезвычайной ситуации.

Одним из главных условий проведения СДНР в очагах поражения и районах стихийных бедствий, аварий и катастроф (СБАК) является четкое управление ими. В современных условиях к управлению ГО предъявляются высокие требования: начальники ГО и их штабы должны уверенно ориентироваться в сложной обстановке, принимать целесообразные решения, своевременно ставить задачи подчиненным и организовывать взаимодействие сил. Система управления ГО должна находиться в постоянной и высокой степени готовности, а само управление должно быть устойчивым и непрерывным, оперативным и скрытным, т.е. готовность систем управления, связи и оповещения в целом должна быть выше готовности сил ГО.

В ходе проведения СДНР начальники, штабы и службы ГО руководят действиями сил; следят за соблюдением ими мер защиты безопасности; ставят новые или уточняют ранее поставленные задачи; осуществляют маневр силами и средствами; организуют наблюдение за измерением химической и (или) радиационной обстановки и дозиметрический контроль; организуют всестороннее обеспечение действий сил, смену формирований на участках работ, замену и ремонт СИЗ, приборов, техники, пополнение израсходованных средств материального, технического и медицинского снабжения; организуют санитарную обработку и проведение других мероприятий.

Основы взаимодействия сил при проведении СДНР в планомерном проведении мероприятий ГО разрабатываются в мирное время и отражаются в соответствующих планах ГО. Взаимодействие организуется прежде всего в интересах той части группировки сил, которая при проведении СДНР решает основную задачу.

Всестороннее обеспечение действий сил ГО является одним из решающих условий успешного проведения СДНР. Организация и проведение обеспечения возлагаются на начальников ГО, их штабы, начальников служб, командиров формирований и выполняются с учетом необходимости одновременного обеспечения как действий сил, так и мероприятий ГО по защите населения и повышению устойчивости работы отраслей и ОНХ в военное время.

Успешное проведение СДНР достигается:

    своевременной организацией и непрерывным ведением разведки, добыванием ею достоверных данных к установленному сроку;

    быстрым вводом формирований в очаги поражения для выполнения задач;

    высокой выучкой и психологической стойкостью личного состава;

    знанием и строгим соблюдением личным составом правил поведения и мер безопасности при выполнении работ;

    заблаговременным изучением командирами формирований особенностей выполнения работ на объектах, характера их застройки, наличия коммунальноэнергетических и технологических сетей, мест хранения СДЯВ, мест расположения и характеристики ЗС;

    непрерывным и твердым управлением, четкой организацией взаимодействия.

Силы и средства ГО, в т.ч. и для проведения СДНР, приводятся в готовности различной степени, отличающиеся в основном временем, отводимым на готовность к действиям.

Группировка сил и средств по каждому направлению ввода в очаг поражения (район стихийного бедствия) делится на эшелоны: первый, второй и резерв.

Первый эшелон (до 50%) предназначен для немедленного развертывания спасательных и других неотложных работ в очагах поражения и ведение их в высоком темпе.

Второй эшелон (до 30%) предназначен для наращивания усилий и расширения фронта работ по мере спада уровней радиации, частичной (полной) замены первого эшелона.

Резерв (до 20%) предназначен для решения внезапно возникающих задач и наращивания усилий на важнейших участках работ в целях сокращения сроков их проведения.

В состав первого эшелона включаются формирования ГО объекта промышленности, продолжающих работу в категорированных городах, части (подразделения) ГО и ВС, выделенные в соответствии с Планом взаимодействия, а при необходимости и формирования ГО повышенной готовности близко расположенных некатегорированных городов и сельских районов.

Во второй эшелон сил ГО включаются формирования объектов промышленности, продолжающих производственную деятельность в городе, не вошедших в первый эшелон, формирования объектов, прекративших работу и перенесших ее в загородную зону, формирования ГО некатегорированных городов и сельских районов, а также воинские части (подразделения), не вошедшие в первый эшелон.

Для обеспечения непрерывного СДНР силы ГО эшелонов разбиваются на смены. Первый эшелон группировки сил может состоять из 23 смен, второй из 12 смен. Первая смена по численности личного состава составляет примерно 30%, вторая – 50%, третья – 20% численности эшелона.

Продолжительность работы составом первого эшелона может быть 10–12 часов:

    первой смены не менее двух часов;

    второй смены от трех до четырех часов;

    третьей смены от пяти до шести часов.

В резерв сил ГО города могут быть включены территориальные формирования ГО, служб ГО города и взаимодействующих сельских районов. Резервы восстанавливаются за счет выведенных сил и средств ГО из очага поражения после выполнения задач.

В условиях мирного времени всестороннее обеспечение действий сил ГО заключается в организации и проведении разведки, транспортного и дорожного, материального, технического, гидрометеорологического и инженерного, химического и медицинского обеспечения.

Основные задачи разведки:

    выявление источников потенциальной опасности и осуществление за ними постоянного контроля;

    выявление (установление) угрозы возникновения стихийных бедствий;

    усиление наблюдения и контроля за изменением обстановки в угрожаемый период;

    контроль за санитарно-эпидемиологической обстановкой в районах развертывания сил ГО и эвакуации;

    уточнение состояния маршрутов;

    усиленный контроль и наблюдения за изменением степени зараженности при возникновении ЧС;

    выявление общей обстановки в районах аварий, катастроф и стихийных бедствий;

    установление мест нахождения людей, пострадавших в ЧС;

    определение состояния маршрутов после ЧС;

    контроль за обстановкой в районе эвакуации, сосредоточения и действия сил ГО;

    выявление обстановки на потенциально опасных объектах после возникновения ЧС.

Организация спасательных и других неотложных работ включает:

    принятие решения на проведение работ;

    постановку задач силами ГО;

    планирование проведения работ;

    организацию обеспечения действий сил ГО, взаимодействия и управления.

Штаб ГО ЧС на основе оценки создавшейся обстановки, состава и возможностей группировки сил ГО разрабатывает предложения по решению для НГО на проведение СДНР.

Проведение спасательных и других неотложных работ условно можно разделить на три этапа:

1 этап – проведение мероприятий по экстренной защите и спасению населения и подготовке сил и средств ГО к выполнению СДНР.

2 этап – проведение спасательных и других неотложных работ в очагах поражения, районах ЧС.

3 этап – ликвидация последствий применения противником средств поражения, последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий.

На первом этапе СДНР решаются две основные задачи.

1. Задачи по экстренной защите и спасению населения:

    оповещение об опасности;

    использование средств индивидуальной защиты, убежищ, укрытий и т.д.;

    эвакуация населения из районов, где есть опасность поражения;

    применение средств медицинской профилактики и оказание медицинской помощи пострадавшим.

2. Задачи по подготовке сил и средств к выполнению СДНР:

    приведение в готовность органов управления;

    организация и ведение разведки, сбор информации, оценка обстановки;

    приведение в готовность к действиям сил и средств ГО.

На этом этапе начинается восстановление работы по функционированию отраслей и объектов промышленности, проводятся мероприятия по восстановлению энерго-, водоснабжения, организуется медицинское обслуживание населения; восстановление жилья и т.д.

Разработка и внедрение мер по повышению устойчивости работы объектов и предотвращению аварий должны осуществляться комплексно с учетом конкретных особенностей каждого предприятия.

Основными мероприятиями по ликвидации последствий крупных аварий являются: оповещение об опасности рабочих и служащих, формирований ГО и населения, проживающего вблизи объекта; комплексная разведка объекта, на котором произошла авария; спасение людей из-под завалов, из разрушенных и поврежденных зданий и сооружений, оказание медицинской помощи пострадавшим и эвакуация их в лечебные учреждения; тушение пожаров; локализация аварий на коммунально-энергетических сетях, препятствующих ведению спасательных работ; устройство проездов и проходов к местам аварий; обрушивание неустойчивых конструкций, разборка завалов, демонтаж сохранившегося оборудования, которому угрожает опасность; организация комендантской службы.

Быстрое проведение спасательных работ и оперативная ликвидация последствий аварий требуют значительных сил и средств, для этих целей привлекаются специальные (объектовые) и территориальные формирования общего назначения и служб.

Любое предприятие имеет свои особенности, которые могут быть неизвестны спасателям, но должны быть учтены. Поэтому перед началом работ с каждым формированием соответствующими специалистами предприятий и служб ГО проводится инструктаж, на котором указываются способы действий при выполнении поставленной задачи и правила безопасности, соблюдение которых строго обязательно.

На каждом участке аварийных работ выставляются охрана и наблюдатели, а у опасных мест устанавливаются ограждения и вывешиваются плакаты с предупреждением об опасности. Действия по ликвидации аварий на коммунально-энергетических сетях согласовываются с представителями соответствующих служб и организаций, ведающих этим хозяйством.

В зависимости от характера и масштаба аварии руководство ликвидацией последствий осуществляет либо руководитель данного предприятия, являющийся одновременно и начальником ГО, либо председатель специально создаваемой чрезвычайной комиссии. На каждый участок назначается руководитель из числа ответственных должностных лиц объекта или руководящих работников ГО и специалистов служб ГО, который должен поставить задачи формированиям, указать сроки и способы их выполнения, определить порядок материального, технического и других видов обеспечения, организовать работы, своевременную смену, отдых и питание личного состава.

К месту производственной аварии первыми должны прибывать пожарные команды, подразделения милиции, машины скорой медицинской помощи, технической помощи.

С прибытием формирований и воинских частей их командиры знакомятся с обстановкой и получают задачи, которые доводят до исполнителей.

Ликвидация последствий аварии может осуществляться одновременно на всем объекте или по отдельным участкам. В тех случаях когда имеется достаточное количество сил и средств, работы проводятся сразу на всей площади. Если сил недостаточно, работы приходится проводить последовательно. При этом в первую очередь их начинают там, где необходимо оказать помощь людям, и на участках, представляющих наибольшую опасность.

На предприятиях, имеющих штатную газоспасательную службу, ликвидация последствий аварии организуется силами этой службы во взаимодействии с формированиями ГО. При этом личный состав газоспасательной службы выполняет наиболее сложные специальные работы в газоопасных местах. Формирования общего назначения совместно с противопожарными формированиями тушат пожары, извлекают пострадавших из-под завалов и обломков, оказывают им первую медицинскую помощь, расчищают проезды и устраняют повреждения на коммунально-энергетических сетях.

Производственным авариям обычно сопутствуют пожары, представляющие в некоторых случаях основную опасность. Борьба с огнем часто бывает связана и со спасением людей, когда часть персонала предприятия оказалась в охваченной пожаром зоне. Наличие в производстве взрывоопасных и быстровоспламеняющихся материалов может усугубить положение.

Основной задачей в начальной стадии пожаротушения является локализация отдельных пожаров, чтобы не допустить их слияний в сплошной пожар. С этой целью на пути распространения огня (с учетом направления ветра) устраивают отсечные полосы: на направлении распространения пожара разбирают или обрушивают сгораемые конструкции зданий, полностью удаляют из отсечной полосы легковозгораемые материалы и сухую растительность для создания отсечной полосы шириной до 50–100 м.

Пожарные подразделения в первую очередь тушат и локализуют пожары там, где находятся люди, одновременно организуя и проводя их спасение с верхних этажей зданий; некоторая часть пожарных машин может использоваться для перекачки воды из удаленных источников.

Для усиления сводных отрядов и команд общего назначения, а также для самостоятельного выполнения некоторых специальных работ используются формирования служб ГО, создаваемые на базе эксплуатационных и строительномонтажных организаций.

К тушению пожаров, конечно же, привлекаются штатные пожарные команды и противопожарные формирования, а для разборки сложных завалов и обрушенных конструкций специальные строительномонтажные организации.

В очаге поражения при авариях, катастрофах, землетрясениях, когда разрушаются здания и сооружения, люди могут оказаться под завалами, в поврежденных зданиях, в заваленных защитных сооружениях. Их поиск начинается с уцелевших подвальных помещений, дорожных сооружений, уличных подземных переходов, у наружных оконных и лестничных проемов, околостенных пространств нижних этажей зданий; обследуется весь, без исключения, участок спасательных работ. Важным этапом является установление связи с пострадавшими голосом или перестукиванием. В поврежденных зданиях поиск людей начинается с осмотра и оценки состояния здания; осматриваются наружные стены, балконы, лоджии, карнизы, лестничные клетки и площадки, начиная с первого этажа. Горящие здания осматриваются быстро, но очень тщательно, с соблюдением мер безопасности. Двери в задымленные помещения открывают осторожно, через сильное задымление продвигаются ползком; пользуются СИЗОД – изолирующие или фильтрующие и дополнительными патронами; людей разыскивают путем окрика. С верхних этажей пораженных эвакуируют, используя специальные приспособления.

Спасению людей, попавших в завалы, предшествует тщательный их осмотр, при этом устраняются условия, способствующие обрушению отдельных конструкций. Чтобы спасти людей, находящихся в верхних частях завалов, применяется осторожная разборка завала сверху, при этом необходимо следить, чтобы не было перемещения и осадки обрушенных элементов конструкций. Если структура завала такова, что крупномерные железобетонные элементы (балки, перекрытия, колонны, ригели и т.д.) переплелись своей арматурой, то разборка завала чрезвычайно затруднительна и может занять много времени. В этом случае рекомендовано применять мощные краны (грузоподъемностью 100 и более тонн) по опыту Спитакского землетрясения. Для извлечения попавших под завал людей необходимо освободить их от мелких обломков и мусора вручную, не причиняя им дополнительных повреждений, затем оказать первую медицинскую помощь.

Для извлечения людей, находящихся в пристенных пространствах разрушенных зданий, целесообразно проделывать проем в стене размером 0,8х0,8 м.

Для ликвидации последствий производственных аварий применяется инженерная и другая специальная техника: краны, бульдозеры, экскаваторы, компрессорные станции, самосвалы, тяжелые тягачи с тросами для растаскивания и разведения крупных железобетонных конструкций, вертолеты большой грузоподъемности и металлорежущие установки. Используются также средства малой механизации: домкраты, лебедки, мотопилы, керосинорезы, электронасосы и др.

Спасательные работы в местах аварий, как правило, проводятся в условиях загазованности, а при пожарах – задымленности и высоких температур. Чтобы обеспечить непрерывность работы с нарастающим темпом, силы ГО делят на смены и выделяют резервы.

Первая медицинская и врачебная помощь оказывается пострадавшим, находящимся в состоянии шока, а также извлеченным из-под небольших завалов и обломков. Извлечение людей из-под крупных завалов производится с соблюдением мер предосторожности, им оказывается медицинская помощь с последующей эвакуацией в лечебные учреждения.

Оказание первой медицинской помощи, эвакуация в медицинские учреждения организуется медицинской службой (района, города, области, системы ГО и др.). Это один из главных видов спасательных работ, которые необходимо проводить своевременно. Первая медицинская помощь пострадавшим оказывается на месте их обнаружения, в первую очередь в наиболее доступных местах и там, где им угрожает опасность (пожары, затопления, обрушения зданий). Объем медицинской помощи определяется в зависимости от обстановки и состояния пострадавшего. В первую очередь в медпомощи нуждаются люди с кровотечением, удушьем, проникающими ранениями живота и груди. Необходимо в первый же момент освободить голову, грудь, плечи, ноги, расстегнуть одежду на животе и груди. Весьма часты ситуации, когда у людей, оказавшихся в завалах среди хаотического нагромождения обломков, руки и ноги прижимаются так, что невозможно их высвободить и даже пошевелить ими. Эта опасная ситуация, названная «эффектом сдавливания», чревата летальными последствиями: прекращается кровообращение в сдавливаемых конечностях, они немеют, происходят необратимые изменения состава крови; после высвобождения человека необходима немедленная оперативная помощь , промедление вызывает общий сепсис организма с летальным исходом; фактор времени в этих случаях является доминирующим.

Команда на приведение в готовность НФ поступает из штаба ГО и последовательно через соответствующих руководителей доводится до командира формирования.

Получив сигнал (распоряжение), командир обязан:

    в кратчайший срок прибыть к установленному месту сбора;

    оповестить личный состав НФ и осуществить его сбор;

    организовать выдачу табельного имущества и произвести подготовку средств индивидуальной защиты;

    организовать рассредоточение и укрепление спецтехники, автотранспорта и имущества в месте сбора;

    проверить наличие средств связи и определить порядок связи внутри НФ ГО;

    проинструктировать личный состав НФ и доложить о готовности старшему начальнику.

Приведение в готовность НФ ГО в мирное время осуществляется, как правило, в пунктах постоянного размещения без вывода в загородную зону. Распоряжение на приведение в готовность поступает от председателя КЧС через соответствующие штабы ГО ЧС или руководителей администраций, министерств и ведомств, организаций.

Сводная команда объекта (предприятия, учреждения, организации) – основной тип формирования ГО. Перед проведением СДНР командиры формирований обязаны разъяснить характерные особенности предстоящих действий, ознакомить личный состав с порядком проведения работ и правилами безопасности и строго следить за их соблюдением всеми подчиненными. Конкретные меры безопасности на участке (объекте) работ указываются одновременно с постановкой задач. Защита личного состава формирований при выполнении СДНР может быть достигнута проведением комплекса мероприятий, основными из которых являются:

    сменность работы и строгое соблюдение установленной для каждой смены длительности пребывания на зараженной местности;

    обеспечение необходимых защитных свойств сооружений для отдыха в районах расположения;

    использование изолирующей одежды и СИЗ;

    соблюдение правил поведения в зоне радиоактивного заражения.

Продолжительность работы каждой смены зависит от уровня заражения местности и заданной допустимой дозы облучения. Для укрытия отдыхающих смен в районах расположения и действий используются здания и сооружения, обладающие наибольшими защитными свойствами.

В результате происшедших ЧС, особенно на РОО, ХОО или в военное время, люди, здания, сооружения, техника, вода, почва, продовольствие, сырье могут быть заражены радиоактивными, отравляющими, биологическими средствами, СДЯВ и т.д. Для уменьшения в этих условиях вероятности поражения людей проводится специальная обработка.

Частичная специальная обработка проводится самим личным составом в ходе выполнения задачи, а при заражении ОВ немедленно. Она должна обеспечить возможность действовать без средств защиты кожи при соприкосновении с обеззараженными частями транспортных средств, техники и с другими поверхностями. Полная специальная обработка должна обеспечить возможность выполнять работы и без средств защиты кожи, и без средств защиты органов дыхания. Проводится, как правило, после выполнения задачи и включает обеззараживание различных поверхностей и санитарную обработку.

Санитарная обработка территории в зоне чрезвычайной ситуации заключается в действиях специальных подразделений сил ликвидации чрезвычайных ситуаций по поиску и сбору образовавшихся в результате чрезвычайной ситуации предметов и продуктов органического и неорганического происхождения, обеззараживанию мест их нахождения, захоронению в специально отведенных местах.

Все эти работы выполняют специальные подразделения с использованием специального оборудования и средств.

В настоящее время установлен основной сигнал «Внимание всем» , который заключается во включении сирен, заводских гудков, других средств подачи сигнала.

Услышав этот сигнал, необходимо немедленно прослушать экстренное сообщение штаба гражданской обороны, которое будет передаваться по радио, телевидению, телефону и другим средствам связи.

Ликвидация чрезвычайной ситуации осуществляется силами и средствами предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно-правовой формы, органов местного самоуправления, органов исполнительной власти субъектов РФ, на территории которых сложилась чрезвычайная ситуация, под руководством соответствующих комиссий по чрезвычайным ситуациям.

К ликвидации ЧС могут привлекаться Вооруженные силы РФ, Войска гражданской обороны РФ, другие войска и воинские форми­рования в соответствии с законодательством Российской Федерации. |

Ликвидация чрезвычайной ситуации считается завершенной по окончании проведения аварийно-спасательных и других неотложных

Спасательные работы. Спасательные и другие неотложные работы в очагах поражения включают:

Разведку очага поражения, в результате которой получают истинные данные о сложившейся обстановке;

Локализацию и тушение пожаров, спасение людей из горящих зданий;

Розыск и вскрытие заваленных защитных сооружений, розыск и извлечение из завалов пострадавших;

Оказание пострадавшим медицинской помощи, эвакуация по­раженных в медицинские учреждения, эвакуация населения из зон возможного катастрофического воздействия (затопления, радиацион­ного н другого заражения);

Санитарную обработку людей, обеззараживание транспорта, тех­нических систем, зданий, сооружений и промышленных объектов;

Неотложные аварийно-восстановительные работы на промыш­ленных объектах.

Разведка в кратчайшие сроки должна установить характер и грани­цы разрушений и пожаров, степень радиоактивного и иного вида заражения в различных районах очага, наличие пораженных людей и их состояние, возможные пути ввода спасательных формирований и эвакуации пострадавших. По данным разведки определяют объемы работ, уточняют способы ведения спасательных и аварийных работ, разрабатывают план ликвидации последствий чрезвычайного события. В планах ликвидации последствий намечают конкретный перечень неотложных работ, устанавливают их очередность. С учетом объемов и сроков проведения спасательных работ определяют силы и средства их выполнения. В первую очередь в плане необходимо предусматривать работы, направленные на прекращение воздействия внешнего фактора на объект (если это возможно), локализацию очага поражения, поста­новка средств, препятствующих распространению опасности по тер­ритории объекта. Для своевременного и успешного проведения спасательных работ планируется проведение целого ряда неотложных мероприятий:

Устройство при необходимости проездов в завалах и на загряз­ненных участках; оборудование временных путей движения транспорта (так называемых колонных путей);

Локализация аварий на сетях коммунально-энергетических си­стем; восстановление отдельных поврежденных участков энергетиче­ских и водопроводных сетей и сооружений;

Укрепление и обрушение конструкций зданий и сооружений, препятствующих безопасному проведению спасательных работ.

В качестве спасательных сил используют обученные спасательные формирования, создаваемые заблаговременно, а также вновь сформи­рованные подразделения из числа работников промышленного объекта (подразделений гражданской обороны объекта). Спасательные формирования могут быть подчинены руководству объекта или администрации района, города, области.

В качестве технических средств используют как объектовую технику (бульдозеры, экскаваторы со сменным оборудованием, автомобили-са­мосвалы, автогрейдеры, моторные и прицепные катки, пневматиче­ский инструмент и т. д.), так и спецтехнику, находящуюся в распоряжении спасательных формирований (специальные подъемно-транспортные машины, корчеватели-собиратели, ручной спасательный инструмент, бетоноломы, средства контроля и жизнеобеспечения).

Особое место в организации и ведении спасательных работ зани­мает поиск и освобождение из-под завалов пострадавших. Их поиск начинается с уцелевших подвальных помещений, дорожных сооруже­ний, уличных подземных переходов, у наружных оконных и лестнич­ных приямков, околостенных пространств нижних этажей зданий; далее обследуется весь, без исключения, участок спасательных работ. Люди могут находиться также в полостях завала, которые образуются в результате неполного обрушения крупных элементов и конструкций зданий. Такие полости чаще всего могут возникать между сохранив­шимися стенками зданий и неплотно лежащими балками или плитами перекрытий, под лестничными маршами.

Спасение людей, попавших в завалы, начинают с тщательного осмотра завала, при этом устраняют условия, способствующие обру­шению отдельных конструкций. Далее пытаются установить связь с попавшими в завалы (голосом или перестукиванием). В завалах про­делывают проход сбоку или сверху с одновременным креплением неустойчивых конструкций и элементов. Подходы к людям, находя­щимся в завале, следует вести возможно быстрее, избегая трудоемких работ и используя полости в завалах, сохранившиеся помещения, коридоры и проходы. Всегда следует помнить, что использование для разборки завалов тяжелой техники резко ускоряет процесс, но может нанести непоправимый вред пострадавшим.

Значительная часть работ в очаге поражения приходится на лока­лизацию и ликвидацию пожаров. Эти работы производят формирова­ния пожаротушения системы гражданской обороны, штатные пожарные части промышленных объектов, пожарные части террито­риального подчинения во взаимодействии со спасательными форми­рованиями.

Очень важно как можно быстрее оценить обстановку, предугадать развитие пожаров и на этой основе принять правильное решение по их локализации и тушению. При локализации на пути распространения огня (с учетом направления ветра) устраивают отсечные полосы: на направлении распространения пожара разбирают или обрушивают сгораемые конструкции зданий, полностью удаляют из отсечной по­лосы легковозгораемые материалы и сухую растительность: для создания отсечной полосы шириной до 50-100 м необходима дорожная техника (бульдозеры, грейдеры и т. д.).

Пожарные подразделения в первую очередь тушат и локализуют пожары там, где находятся люди. Одновременно с тушением пожаров эвакуируют людей. При отыскивании и эвакуации из горящего здания людей можно пользоваться некоторыми правилами:

Пожар в здании распространяется преимущественно по лифто­вым шахтам» лестничным клеткам, по вентиляционным коробам;

Целые оконные проемы в горящем здании свидетельствуют о том, что в этом помещении нет людей или они не в состоянии добраться до окон;

Сильное пламя в оконных проемах свидетельствует о полном развитии пожара при большом количестве сгораемых материалов;

Сильное задымление без пламени -признак быстрого распро­странения огня скрытыми путями и по конструкциям; если при этом дым густой и темный, то это означает горение при недостатке кисло­рода.

Работам по ликвидации очагов поражения СДЯВ, как правило, предшествуют или проводятся одновременно мероприятия, направлен­ные на снижение величины выброса и растекания СДЯВ на местности, уменьшения интенсивности испарения ядовитых веществ и снижение глубины распространения зараженного воздуха. Для этого проводят работы по:

Ограничению и приостановлению выброса СДЯВ путем пере­крытия кранов и задвижек на магистралях подачи СДЯВ к месту аварии, заделывание отверстий на магистралях и емкостях, перекачка жидкости из аварийной емкости в резервную;

Обваловывание мест разлива СДЯВ, устройство ловушек при отсутствии обваловки или поддонов для емкостей;

Сбор разлившейся СДЯВ в закрытые резервные емкости (при наличии обваловки или поддонов);

Постановка отсечных водяных завес на пути распространения облака зараженного воздуха (для снижения глубины его распростране­ния);

Изоляция зеркала разлива СДЯВ пеной, поглощение ядовитых веществ адсорбентами.

После проведения этих мероприятий обеззараживают территории.

Определение степени поражения объекта и числа жертв. Степень поражения объекта определяется, исходя либо из численного значения пораженной площади объекта по отношению к его общей площади, либо числа пораженных элементов этого объекта к их общему числу. Поскольку предусмотреть место возникновения и масштаб чрезвычай­ного события на объекте невозможно, то применяют стохастическую основу для определения степени поражения объекта. Для площадного объекта (отношение фасадной ширины объекта к его глубине не превышает 2:1) она является математическим ожиданием случайной величины, которая может принимать различные значения при соот­ветствующих вероятностях: средняя величина D = Di Pi

Так, для нахождения степени поражения (разрушения) объекта от взрывов при авариях нужно рассматривать зоны всех степеней разру­шения, пользуясь упрощенной формулой

где D -степень поражения промышленного объекта;

Sпор= S круг - площадь объекта, подвергнувшаяся разрушению, км 3 ;

Sобщ-общая площадь объекта, км 2 ;

N пор -число пораженных элементов объекта (зданий, цехов, сооружений, систем);

Nобщ -общее число элементов объекта.

Для определения числа жертв можно использовать следующее выражение:

где Sпор - число жертв при внезапном взрыве;

Lс -численность работающих данной смены (всего предприятия).

Ущерб и число жертв при ЧС подсчитывают, как правило, при проведении комплекса спасательных работ или после них.

План ремонтно-восстановительных работ . Готовность предприятия к выполнению восстановительных работ оценивается наличием проектно-технической документации по вариантам восстановления, обес­печенностью рабочей силой и материальными ресурсами.

Планирование восстановления работоспособности предприятия может предусматривать как первоочередное восстановление, так и капитальное. Первое может быть выполнено силами самого объекта, создающего для этих целей восстановительные бригады. В проекте восстановления освещаются следующие вопросы:

Объем работ по восстановлению с расчетом потребностей в рабочей силе, материалах, строительной технике, оборудовании, дета­лях, инструменте;

Оптимальные инженерные решения по восстановлению рабо­тоспособности предприятия;

Календарный план или сетевой график восстановительных ра­бот, очередность восстановления цехов, исходя из важности их в выпуске основной продукции;

Состав восстановительных бригад и др. Методика определения сроков проведения восстановительных ра­бот изложена в СН 440-72.

ЛИКВИДАЦИЯ ЧРЕЗВЫЧАЙНОЙ СИТУАЦИИ (ликвидация ЧС)
аварийно-спасательные и другие неотложные работы, проводимые при возникновении чрезвычайных ситуаций и направленные на спасение жизни и сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь, а также на локализацию зон чрезвычайных ситуаций, прекращение действия характерных для них опасных факторов (ГОСТ Р 22.0.02-94 .)

EdwART. Термины и определения по охране окружающей среды, природопользованию и экологической безопасности. Словарь , 2010

Ликвидация чрезвычайной ситуации

(ликвидация ЧС) - аварийно-спасательные и другие неотложные работы, проводимые при возникновении чрезвычайных ситуаций и направленные на спасение жизни и сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь, а также на локализацию зон чрезвычайных ситуаций, прекращение действия характерных для них опасных факторов (ГОСТ Р 22.0.02-94).

EdwART. Словарь экологических терминов и определений , 2010


Смотреть что такое "ЛИКВИДАЦИЯ ЧРЕЗВЫЧАЙНОЙ СИТУАЦИИ" в других словарях:

    Ликвидация чрезвычайной ситуации - аварийно спасательные и другие неотложные работы, проводимые при возникновении чрезвычайных ситуаций и направленные на спасение жизни и сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь, а также… …

    ликвидация чрезвычайной ситуации - ликвидация ЧС Аварийно спасательные и другие неотложные работы, проводимые при возникновении чрезвычайных ситуаций и направленные на спасение жизни и сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных… …

    Аварийно спасательные и другие неотложные работы, проводимые при возникновении чрезвычайных ситуаций и направленные на спасение жизни и сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь, а также… … Словарь бизнес-терминов

    Ликвидация чрезвычайной ситуации Словарь юридических понятий

    ЛИКВИДАЦИЯ ЧРЕЗВЫЧАЙНОЙ СИТУАЦИИ - аварийно спасательные и другие неотложные работы, проводимые при возникновении чрезвычайной ситуации и направленные на спасение жизни и сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь, а также… … Словарь понятий и терминов, сформулированных в нормативных документах российского законодательства

    Ликвидация чрезвычайной ситуации - АСДНР, проводимые при возникновении ЧС и направленные на спасение жизни и сохранение V здоровья людей, снижение размера ущерба окружающей природной среде и материальных потерь, а также на локализацию зон ЧС, прекращение действия характерных… …

    ликвидация чрезвычайной ситуации; ликвидация ЧС - 3.1.13 ликвидация чрезвычайной ситуации; ликвидация ЧС: По ГОСТ Р 22.0.02. Источник … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

    ЛИКВИДАЦИЯ ПОСЛЕДСТВИЙ ЧРЕЗВЫЧАЙНОЙ СИТУАЦИИ - Аварийно спасительные и другие неотложные мероприятия, проводимые при возникновении чрезвычайной ситуации и направленные на сохранение жизни и здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь, а также на… … Комплексное обеспечение безопасности и антитеррористической защищенности зданий и сооружений

    Ликвидация последствий чрезвычайной ситуации - действия по проведению аварийно спасательных, аварийно восстановительных и др. неотложных работ в зоне ЧС по устранению непосредственной опасности. Восстановление объектов экономики и территорий, пострадавших в результате ЧС, в компетенцию… … Гражданская защита. Понятийно-терминологический словарь

    аварийно-восстановительные работы в чрезвычайной ситуации - аварийно восстановительные работы в ЧС Первоочередные работы в зоне чрезвычайной ситуации по локализации отдельных очагов разрушений и повышенной опасности, по устранению аварий и повреждений на сетях и линиях коммунальных и производственных… … Справочник технического переводчика

Чрезвычайная ситуация (ЧС) - это внешне неожиданная, вне­запно возникающая и быстро изменяющаяся обстановка при про­мышленных авариях и катастрофах, стихийных и экологических бедствиях, характеризующаяся неопределенностью и сложностью принятия решения, остроконфликтностъю и стрессовым состоя­нием населения, значительным экономическим ущербом, человечес­кими жертвами и, вследствие этого, необходимостью крупных людских, материальных и временных затрат на проведение эвакуационно-спасателъных работ и ликвидации последствий этих ава­рий, катастроф и стихийных бедствий.

Чрезвычайная ситуация - это крупномасштабное экстраор­динарное природное, техногенное или социальное событие, для лик­видации последствий которого требуется привлечение дополни­тельных сверхштатных сил и средств.

Чрезвычайная ситуация считается закончившейся, когда прекраща­ется воздействие опасных факторов, характерных для данной ситуа­ции, когда ликвидирована непосредственная угроза для жизни и здо­ровья людей, восстановлено движение транспорта и жизнедеятельность населения, когда начинается период восстановительных работ.

Условно чрезвычайные ситуации можно разделить на стихийные бедствия, аварии и катастрофы.

Стихийные бедствия - это опасные природные явления или про­цессы геофизического, геологического, гидрологического, атмосфер­ного, биосферного и другого происхождения такого масштаба, кото­рые вызывают катастрофические ситуации., характеризующиеся:

Внезапным нарушением жизнедеятельности населения;

Разрушением и уничтожением материальных ценностей;

Поражением или гибелью людей.

Стихийные бедствия могут служить причиной многих аварий и катастроф.

Аварии - это повреждение машин, станков, оборудования, зда­ний, сооружений, в результате которых человеческих жертв нет или они единичны

Катастрофа - это внезапное событие, влекущее за собой разру­шения зданий, сооружений и гибель людей..

Общими признаками в определении понятия катастроф, имеющейся в литературе, являются такие, как непредвиденная, неожиданная ситу­ация, возникающая внезапно или несколько растянутая во времени, сопровождающаяся в результате воздействия различных поражающих факторов серьезной угрозой для здоровья и жизни отдельных групп или больших контингентов населения и даже всего общества в целом, а также нарушения привычного уклада жизни, целостности окружаю­щей среды. Катастрофа в этом случае проявляется как острейшая фор­ма социальной патологии вообще и медико-социальной в частности.



В интересах здравоохранения под катастрофой следует понимать внезапно возникшее явление природы или акция человека, повлекшие за собой многочисленные человеческие жертвы или нанесшие ущерб здоровью группы людей, одновременно нуждающихся в экстренной медицинской помощи и защите, вызвавшие диспропорцию между си­лами и

средствами или формами и методами повседневной работы органов и учреждений здравоохранения, с одной стороны, и возник­шей потребностью пострадавших в экстренной медицинской помощи, с другой стороны.

Своевременно медицинская помощь считается ока­занной тогда, когда она спасает жизнь и предупреждает развитие не­благоприятных осложнений.

Массовые потери людей, когда число пораженных, нуждающихся в своевременной медицинской помощи, превосходит возможности в ее оказании имеющимися в зоне бедствия силами и средствами здра­воохранения.

Для установления единого подхода к оценке чрезвычайных си­туаций природного и техногенного характера, определения границ зон чрезвычайных ситуаций и адекватного реагирования на них в соответствии с Федеральным законом «О защите населения и тер­риторий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного ха­рактера» разработана следующая классификация чрезвычайных ситуаций:

Локальные

Местные

Территориальные

Региональные

Федеральные

Трансграничные

Чрезвычайные ситуации классифицируются в зависимости от ко­личества людей, пострадавших в них, людей, у которых оказались на­рушены условия жизнедеятельности, от размера материального ущер­ба, а также границы зон распространения поражающих факторов чрез­вычайной ситуации.

К локальной относится чрезвычайная ситуация, в результате кото­рой пострадало не более 10 человек, либо нарушены условия жизнеде­ятельности не более 100 человек, либо материальный ущерб составил не более 1 тыс. минимальных размеров оплаты труда на день возник­новения чрезвычайной ситуации и зона чрезвычайной ситуации не выходит за пределы территории объекта производственного или соци­ального назначения.

Ликвидация локальной чрезвычайной ситуации осуществляется силами и средствами предприятий, учреждений и организаций неза­висимо от их организационно-правовой формы.

К местной относится чрезвычайная ситуация, в результате кото­рой пострадало свыше 10, но не более 50 человек, либо нарушены ус­ловия жизнедеятельности свыше 100, но не более 300 человек, либо материальный ущерб составляет свыше 1 тыс., но не более 5 тыс. ми­нимальных размеров.

Ликвидация чрезвычайной ситуации осуществляется силами и средствами органов местного самоуправления.

К территориальной относится чрезвычайная ситуация, в резуль­тате которой пострадало свыше 50 человек, но не более 500 человек, либо нарушены условия жизнедеятельности свыше 300, но не более 500 человек, либо материальный ущерб составляет свыше 5 тыс., но не более 0,5 млн минимальных размеров оплаты труда на день возник­новения чрезвычайной ситуации и зона чрезвычайной ситуации не вы­ходит за пределы субъекта Российской Федерации.

Ликвидация территориальной чрезвычайной ситуации осуществ­ляется силами и средствами органов исполнительной власти субъек­та Российской Федерации.

К региональной относится чрезвычайная ситуация, в результа­те которой пострадало свыше 50 человек, но не более 500 человек, либо нарушены условия жизнедеятельности свыше 500, но не бо­лее 1000 человек, либо материальный ущерб составляет свыше 0,5 млн, но не более 5 млн минимальных размеров оплаты труда на день возникновения чрезвычайной ситуации и зона чрезвычайной ситуации охватывает территорию двух субъектов Российской Феде­рации.

Ликвидация региональной чрезвычайной ситуации осуществляет­ся силами и средствами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, оказавшихся в зоне чрезвычайной ситуации.

К федеральной относится чрезвычайная ситуация, в результате которой пострадало свыше 500 человек, либо нарушены условия жиз­недеятельности свыше 1000, либо материальный ущерб составляет свы­ше 5 млн. минимальных размеров оплаты труда на день возникнове­ния чрезвычайной ситуации и зона чрезвычайной ситуации выходит за пределы двух субъектов Российской Федерации.

Ликвидация федеральной чрезвычайной ситуации осуществля­ется силами и средствами органов исполнительной власти субъек­тов Российской Федерации, оказавшихся в зоне чрезвычайной си­туации.

К трансграничной относится чрезвычайная ситуация, поражаю­щие факторы которой выходят за пределы Российской Федерации либо чрезвычайная ситуация, которая произошла за рубежом и затрагивает территорию Российской Федерации.

Ликвидация трансграничной чрезвычайной ситуации осуществля­ется по решению Правительства Российской Федерации в соответствии с нормами международного права и международными договорами РФ.

Исходя из существующих классификаций (рис.1), катастрофы по причинам их возникновения (происхождения) подразделяются на при­родные (стихийные бедствия) и производственные (технологические).

К природным катастрофам (стихийным бедствиям) относят­ся: метеорологические (ураганы, смерчи, циклоны, морозы, засухи необычайная жара, пожары), теллурические и тектонические (извержения вулканов, землетрясения), топологические (наводнения, сели, ополз­ни, снежные обвалы) и космические (метеориты и др.).

К технологическим катастрофам относятся: транспортные (же­лезнодорожные, авиационные, космические, автомобильные на реч­ном и морском флоте), производственные (с высвобождением механи­ческой, химической, радиационной, термической энергии и бактерио­логического агента), специфические (эпидемии, войны) и социальные (голод, терроризм, общественные беспорядки, наркомания, токсикомания, беженцы и др.).

Всемирная организация здравоохранения предлагает классифика­цию катастроф по происхождению:

Метеорологические: бури (ураганы, смерчи, циклоны, бураны), морозы, необычайная жара, засухи и т. п.;

Топологические: наводнения, снежные обвалы, оползни снеж­ные заносы, сели;

Теллурические и тектонические: землетрясения, извержения вулканов и т. п.;

Аварии: выход из строя технических сооружений (плотин тун­нелей, зданий, шахт и т. п.), пожары, кораблекрушения, крушения по­ездов, крупные взрывы и др.

ПРИРОДНЫЕ КАТАСТРОФЫ (стихийные бедствия)
МЕТЕОРО ЛОГИ- ЧЕСКИЕ ТЕЛЛУРИЧЕ СКИЕ И ТЕКТО НИЧЕСКИЕ ТОПОЛО ГИЧЕ- СКИЕ КОСМИ- ЧЕСКИЕ
БУРИ (УРАГАНЫ, СМЕРЧИ, ЦИКЛОНЫ) МОРОЗЫ ЗАСУХИ НЕОБЫЧАЙНАЯ ЖАРА ПОЖАРЫ ИЗВЕРЖЕНИЯ ВУЛКАНОВ ЗЕМЛЕТРЯСЕНИЯ НАВОДНЕНИЯ СЕЛИ ОПОЛЗНИ СНЕЖНЫЕ ОБВАЛЫ МЕТЕОРИТЫ ПРОЧИЕ КОСМИЧЕСКИЕ КАТАСТРОФЫ
ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ КАТАСТРОФЫ (технологические)
ТРАНСПОРТНЫЕ ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ (с высвобождением энергии) СОЦИАЛЬНЫЕ
АВИА И КОСМИЧЕСКИЕ КАТАСТРОФЫ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЕ КАТАСТРОФЫ АВТОДОРОЖНЫЕ КАТАСТРОФЫ КАТАСТРОФЫ НА РЕЧНОМ И МОРСКОМ ФЛОТЕ (транспорте) МЕХАНИЧЕСКОЙ ХИМИЧЕСКОЙ РАДИАЦИОННОЙ ТЕРМИЧЕСКОЙ БАКТЕРИОЛОГИЧЕСКОГО АГЕНТА ГОЛОД ТЕРРОРИЗМ ОБЩЕСТВЕННЫЕ БЕСПОРЯДКИ АЛКОГОЛИЗМ НАРКОМАНИЯ ТОКСИКОМАНИЯ

Медико-санитарные последствия ЧС (определение понятия), понятие о людских потерях в ЧС, элементы медико-тактической характеристики ЧС. Методы прогнозирования и оценки обстановки при ЧС.

Мсп чс – это комплексаная характеристика чс, определяющая содержание и объем и организацию медико-санитарного обеспечения.

В ходе ликвидации последствий ЧС объём работы и количество привлекаемых сил и средств здравоохранения зависят от складывающейся обстановки, характера и масштаба очага массового поражения. Последние, в свою очередь, зависят как от количества пострадавших и структуры поражения, так и от места, где произошло чрезвычайное событие. Величина санитарных потерь при катастрофах и авариях может варьировать в большом диапазоне: от нескольких десятков до сотен и тысяч человек. Она зависит от масштабов ЧС, общего количества жителей, в том числе граждан, работающих в различных сферах народного хозяйства, наличия и состояния лечебно-профилактических учреждений в зоне ЧС и ряда других особенностей.

Все потери среди населения называют общими потерями. Общие потери делятся на безвозвратные и санитарные.

К безвозвратным потерям относятся убитые, умершие, утонувшие, пропавшие без вести.

К санитарным потерям относятся поражённые и больные, потерявшие трудоспособность на срок не менее 1 сут и поступившие в медицинские пункты или медицинские учреждения.

Структура санитарных потерь - процентное соотношение различных категорий поражённых и больных, входящих в общее количество санитарных потерь. Изучение структуры санитарных потерь даёт возможность представить лечебно-эвакуационную характеристику поражённых и больных, а следовательно, определить потребность в силах и средствах для оказания медицинской помощи, эвакуации и лечения.

Организация оказания медицинской помощи в ЧС часто осложняется в связи с труднодоступностью самого очага поражения, разрушением местных медицинских учреждений, неточностью информации, обусловленной нарушением средств связи в очаге поражения, объективной трудностью быстрой оценки объёма поражения, массовостью людских потерь и пострадавших. Всё это приводит к потере времени для оказания медицинской помощи и, соответственно, к уменьшению эффективности медицинской помощи пострадавшим в зоне ЧС.

Для успешного выполнения указанных мероприятий по медицинскому обеспечению населения в ЧС необходимо следующее:

Чёткое и непрерывное управление силами и средствами здравоохранения, принимающими участие в ликвидации последствий катастрофы;

Бесперебойное всестороннее материально-техническое обеспечение всех проводимых мероприятий;

Постоянное взаимодействие с администрацией, другими службами и ведомствами, обеспечивающими спасательные и восстановительные работы, а также своевременное достоверное информационное обеспечение как органов управления, так и населения.

Для эффективного осуществления лечебно-эвакуационного обеспечения населения в районах ЧС необходимо придерживаться конкретной доктрины медицины катастроф. Под этим термином принято понимать совокупность основных принципов, положенных в основу деятельности службы медицины катастроф. Среди них можно назвать следующие принципы:

Единое понимание задач службы медицины катастроф;

Единое понимание происхождения и развития разных патологических процессов и их проявлений;

Единые взгляды на принципы и методы лечения и профилактики поражений;

Ранняя первичная хирургическая обработка раны - надёжный метод предупреждения и развития инфекции в ране и т.д.

Медико-санитарные последствия чрезвычайной ситуации - это комплексная характеристика ЧС, определяющая содержание, объем и организацию медико-санитарного обеспечения. Включает: величину и характер возникших санитарных потерь; нуждаемость пораженных в различных видах медицинской помощи; условия проведения лечебно-эвакуационных мероприятий в зоне ЧС; санитарно-гигиеническую и санитарно - эпидемиологическую обстановку, сложившуюся в результате ЧС; выход из строя или нарушение деятельности лечебно-профилактических, санитарно-гигиенических, противоэпидемических учреждений и учреждений снабжения медицинским имуществом, а также нарушение жизнеобеспечения населения в зоне ЧС и прилегающих к ней районах и др.

Поражающие факторы источников ЧС - это факторы механического, термического, радиационного, химического, биологического (бактериологического), психоэмоционального характера, являющиеся причинами ЧС и приводящие к поражению людей, животных, окружающей природной среды, а также объектов народного хозяйства.

Поражающие факторы источников ЧС могут вызывать различные поражения людей:

Динамические (механические) факторы в результате непосредственного действия избыточного давления в фронте ударной волны, отбрасывания человека скоростным напором и ударов о внешние предметы, действия вторичных снарядов (конструкций зданий и сооружений, камней, осколков, стекол и др.) приводят к возникновению различных ранений и закрытых травм.

Термические факторы - в результате воздействия высоких температур (светового излучения, пожаров, высокой температуры окружающего воздуха и др.) возникают термические ожоги, общее перегревание организма; при низких температурах возможны общее переохлаждение организма и отморожения.

Радиационные факторы - при авариях на радиационно-опасных объектах и применении ядерного оружия в результате воздействия ионизирующих излучений на организм могут развиться лучевая болезнь (острая и хроническая) и лучевые ожоги кожи, а при попадании радиоактивных веществ в организм через дыхательные пути и желудочно-кишечный тракт - поражения внутренних органов.

Химические факторы - АОХВ, боевые отравляющие вещества, промышленные и другие яды, воздействуя на людей при химических авариях, применении химического оружия, вызывают разнообразные (по характеру и тяжести) поражения.

Биологические (бактериологические) факторы - токсины, бактерии и другие биологические (бактериологические) агенты, выброс и распространение которых возможны при авариях на биологически опасных объектах, а в военных условиях при применении противником они могут привести к массовым инфекционным заболеваниям (эпидемии) или массовым отравлениям.

Психоэмоциональное воздействие поражающих факторов на людей, находящихся в экстремальных условиях, может проявляться снижением работоспособности, нарушением их психической деятельности, а в отдельных случаях - более серьезными расстройствами.

Пораженный в чрезвычайной ситуаций (при оценке последствий ЧС применяется также понятие «пострадавшие») - это человек, у которого в результате непосредственного или опосредованного воздействия на него поражающих факторов источника ЧС возникли нарушения здоровья.

Общие людские потери, возникшие в ЧС, подразделяются на безвозвратные и санитарные потери. Безвозвратные потери - люди, погибшие в момент возникновения ЧС, умершие до поступления на первый этап медицинской эвакуации (в медицинское учреждение) и пропавшие без вести. Санитарные потери - пораженные (оставшиеся в живых) и заболевшие при возникновении ЧС или в результате ЧС.

Структура санитарных потерь - это распределение пораженных (больных): по степени тяжести поражений (заболеваний) - крайне тяжелые, тяжелые, средней степени тяжести, легкие; по характеру и локализации поражений (видам заболеваний).

При катастрофе потери обычно возникают внезапно и их количество, как правило, превышает возможности местных объектовых, а и иногда и территориальных сил и средств здравоохранения. Высокая тяжесть поражения, реальная угроза для жизни в ходе бедствия создает в среднем 25-30% тяжелопораженных. Среди пораженных от 20 до 30% составляют дети.

В структуре потерь по локализации первое место по частоте, как правило, занимает черепно-мозговая травма. Травмы конечностей и раны мягких тканей обычно делят второе и третье место. На четвертом месте травмы с синдромом длительного сдавления ("краш- синдром"). 70%-пораженные с множественными и сочетанными травмами. Среди причин смерти на первом месте находится травма не совместимая с жизнью, на втором- травматический шок, на третьем -острая кровопотеря.

Значительная часть пораженных погибает от несвоевременности оказания медицинской помощи, хотя и травма не смертельна. После тяжелой травмы через 1 час погибает 30%,а через 3 часа 60%

Специфическими патологиями поражения населения в экстремальных условиях мирного времени являются психоневрологические стрессы, шок, ступор. Примерно 10-15% пораженных нуждается в стационарном лечении в психоневрологических ЛУ и не менее 50%- в амбулаторно-поликлинических условиях. При землетрясении в Армении психотравма коснулась всех раненых и до 90% проживающих в зоне катастрофы, а также родственников, проживающих в отдалении.

Характер потерь от воздействия СДЯВ среди населения весьма разнообразен. В структуре потерь превалирует легкая и средняя степень тяжести поражения, а в эпицентре- тяжелая степень. Смертельная степень не превышает 5%.Особую опасность для детского возраста представляют химические вещества, действующие на слизистые дыхательные пути, которые у детей отличаются высокой нежностью и васкуляризацией и склонны к отекам.

При авиационных и железнодорожных катастрофах возникают в основном механическая и ожоговая травмы при высоком удельном весе погибших.

При наводнении потери населения колеблются в большом диапазоне.

Основная патология связана с утоплением людей и заболеванием легочной системы. В зоне катастрофического затопления погибает ночью до 30% населения, а днем - не более 15%.

При землетрясении от 22,5% до 45% травм возникает от падающих конструкций зданий и 55% - от неправильного поведения людей (паника, неумение укрыться и др.).

Структура потерь среди населения при катастрофических наводнениях и землетрясениях довольно быстро дополняется инфекционной заболеваемостью.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РУССКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИННОВАЦИЙ

Кировский филиал

Экономический факультет

Работа просмотрена

и допущена к защите

По предмету безопасность жизнедеятельности

На тему 28. Ликвидация последствий ЧС

Специальность: 060800 «Экономика и управление на предприятии (по отраслям)»

Выполнил студент

Группы ЭЗ 21 Чухломин Д.А..

Руководитель

П Л А Н

Введение

1. Понятие и статистика ЧС

2. Этапы ликвидации ЧС

3. Спасательные работы.

4. Определение материального ущерба и числа жертв.

5. План ремонтно-восстановительных работ.

6. План основных мероприятий РФ по вопросам гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на 2000 год

Введение

В настоящее время в мире все чаще стали происходить чрезвычайные ситуации: ураганы, наводнения, землятресения, засухи, тайфуны. Каждая чрезвычайная ситуация имеет свой специфический характер, определенную местность, определенные погодные условия. Но важно как можно быстрее погасить очаг чрезвычайной ситуации. К ликвидации ЧС могут привлекаться Вооруженные силы РФ, Войска гражданской обороны РФ, другие войска и воинские формирования в соответствии с законодательством РФ.

    Понятие и статистика ЧС

Чрезвычайная ситуация (ЧС) – это нарушение нормальных условий жизнедеятельности людей на определенной территории, вызванное аварией, катастрофой, стихийным бедствием, а также массовыми инфекционными заболеваниями, которые могут приводить к людским или материальным потерям.

По современным представлениям, предложенным ВОЗ, чрезвычайные события с гибелью или несмертельным поражением 10 пострадавших и более, требующих неотложной медицинской помощи, принято называть катастрофами. Это не исключает частного применения других определений, обозначающих чрезвычайные события конкретного свойства. 1

Каждая ЧС имеет присущие только ей причины, особенности и характер развития.

В основе большинства ЧС лежат дисбаланс между деятельностью человека и окружающей средой, дистабилизация специальных контролирующих систем, нарушение общественных отношений.

По статистике среди природных катастроф наиболее частыми (90%) являются четыре вида: наводнения – 40%, тайфуны 20%, землятресения и засухи – по 15%. Среди них количественные соотношения существенно меняются в зависимости от географического положения местности.

По данным американских авторов на первом месте стоят наводнения (8,15%), далее землетрясения (7,22%), ураганы (5, 20%). Среди техногенных катастроф преобладают события на авиационном, автомобильном, железнодорожном, морском и речном транспортах (65,7%). 2

2. Этапы ликвидации ЧС

Ликвидация чрезвычайной ситуации осуществляется силами и средствами предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно-правовой формы, органов местного самоуправления, органов исполнительной власти субъектов РФ, на территории которых сложилась чрезвычайная ситуация, под руководством соответствующих комиссий по чрезвычайным ситуациям.

К ликвидации ЧС могут привлекаться Вооруженные силы РФ, Войска гражданской обороны РФ, другие войска и воинские формирования в соответствии с законодательством РФ.

Ликвидация чрезвычайной ситуации считается завершенной по окончании проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ.

Профессор Муравей Л.А. выделяет три этапа ликвидация последствий ЧС.

На первом этапе реализуются мероприятия по экстремальной защите населения. Через систему оповещения население информируют о возникновении чрезвычайных ситуаций и о необходимости использования средств индивидуальной защиты. Проводится эвакуация людей из опасных зон и оказание им первой медицинской помощи. Принимаются неотложные меры для локализации аварий, а в случае необходимости вводится в действие комплекс противопожарных мероприятий. Возможны также временная остановка технологических процессов на предприятиях или их изменение.

На первом этапе проводится также подготовка к выполнению спасательных и других работ, для чего заблаговременно создаются специально обученные спасательные формирования.

На втором этапе проводятся спасательные и другие неотложные работы, а также продолжается выполнение задач по защите населения и уменьшению последствий чрезвычайных ситуаций, начатых на первом этапе. Продолжается локализация и тушение пожаров, а также спасение людей из горящих зданий и сооружений. Если в результате чрезвычайной ситуации разрушены или завалены защитные укрытия и убежища, в которых находились люди, проводится их розыск. Пострадавших и получивших ранения доставляют в медицинские учреждения. Продолжается также эвакуация населения из опасных зон.

В случае необходимости (выброса в окружающую среду радиоактивных или токсичных химических веществ, а также бактериологических агентов) проводят специальную обработку, которая представляет собой комплекс мероприятий, проводимых с целью восстановления готовности людей, входящих в состав специальных формирований, и используемой техники к продолжению аварийно-восстановительных работ в очагах поражения, а также подготовки объектов к возобновлению производственной деятельности.

Специальная обработка состоит из обеззараживания и санитарной обработки. Обеззараживание включает: дезактивацию, дегазацию, дератизацию. Дезактивация – удаление радиоактивных веществ с поверхностей различных предметов, а также очистка от них воды. Под санитарной обработкой понимают комплекс мероприятий по ликвидации заражения личного состава спасательных формирований и населения радиоактивными и отравляющими веществами, а также бактериологическими средствами.

На заключительном (третьем) этапе начинаются работы по восстановлению функционирования объектов народного хозяйства, которые выполняются строительными, монтажными и другими специальными организациями; осуществляется ремонт жилья или возведение временных жилых построек. Восстанавливаются также энерго- и водоснабжение, объекты коммунального обслуживания и линии связи. После окончания названных и ряда других работ производится возвращение (реэвакуация) населения к месту постоянного жительства. 3

3. Спасательные работы.

Разведка в кратчайшие сроки должна установить характер и грани­цы разрушений и пожаров, степень радиоактивного и иного вида заражения в различных районах очага, наличие пораженных людей и их состояние, возможные пути ввода спасательных формирований и эвакуации пострадавших. По данным разведки определяют объемы работ, уточняют способы ведения спасательных и аварийных работ, разрабатывают план ликвидации последствий чрезвычайного события.

В планах ликвидации последствий намечают конкретный перечень неотложных работ, устанавливают их очередность. С учетом объемов и сроков проведения спасательных работ определяют силы и средства их выполнения. В первую очередь в плане необходимо предусматривать работы, направленные на прекращение воздействия внешнего фактора на объект (если это возможно), локализацию очага поражения, поста­новка средств, препятствующих распространению опасности по тер­ритории объекта. Для своевременного и успешного проведения спасательных работ планируется проведение целого ряда неотложных мероприятий:

Устройство при необходимости проездов в завалах и на загряз­ненных участках; оборудование временных путей движения транспорта (так называемых колонных путей);

Локализация аварий на сетях коммунально-энергетических си­стем; восстановление отдельных поврежденных участков энергетиче­ских и водопроводных сетей и сооружений;

Укрепление и обрушение конструкций зданий и сооружений, препятствующих безопасному проведению спасательных работ.

В качестве спасательных сил используют обученные спасательные формирования, создаваемые заблаговременно, а также вновь сформи­рованные подразделения из числа работников промышленного объекта (подразделений гражданской обороны объекта). Спасательные формирования могут быть подчинены руководству объекта или администра­ции района, города, области.

В качестве технических средств используют как объектовую технику (бульдозеры, экскаваторы со сменным оборудованием, автомобили-са­мосвалы, автогрейдеры, моторные и прицепные катки, пневматиче­ский инструмент и т. д.), так и спецтехнику, находящуюся в распоряжении спасательных формирований (специальные подъемно-транспортные машины, корчеватели-собиратели, ручной спасательный инструмент, бетоноломы, средства контроля и жизнеобеспечения).

Особое место в организации и ведении спасательных работ зани­мает поиск и освобождение из-под завалов пострадавших. Их поиск начинается с уцелевших Подвальных помещений, дорожных сооруже­ний, уличных подземных переходов, у наружных оконных и лестнич­ных приямков, околостенных пространств нижних этажей зданий; далее обследуется весь, без исключения, участок спасательных работ. Люди могут находиться также в полостях завала, которые образуются в результате неполного обрушения крупных элементов и конструкций зданий. Такие полости чаще всего могут возникать между сохранив­шимися стенками зданий и неплотно лежащими балками или плитами перекрытий, под лестничными маршами.

Спасение людей, попавших в завалы, начинают с тщательного осмотра завала, при этом устраняют условия, способствующие обру­шению отдельных конструкций. Далее пытаются установить связь с попавшими в завалы (голосом или перестукиванием). В завалах про­делывают проход сбоку или сверху с одновременным креплением неустойчивых конструкций и элементов. Подходы к людям, находя­щимся в завале, следует вести возможно быстрее, избегая трудоемких работ и используя полости в завалах, сохранившиеся помещения, коридоры и проходы. Всегда следует помнить, что использование для разборки завалов тяжелой техники резко ускоряет процесс, но может нанести непоправимый вред пострадавшим.

Значительная часть работ в очаге поражения приходится на лока­лизацию и ликвидацию пожаров. Эти работы производят формирова­ния пожаротушения системы гражданской обороны, штатные пожарные части промышленных объектов, пожарные части террито­риального подчинения во взаимодействии со спасательными форми­рованиями.

Очень важно как можно быстрее оценить обстановку, предугадать развитие пожаров и на этой основе принять правильное решение по их локализации и тушению. При локализации на пути распространения огня (с учетом направления ветра) устраивают отсечные полосы: на направлении распространения пожара разбирают или обрушивают сгораемые конструкции зданий, полностью удаляют из отсечной по­лосы легковозгораемые материалы и сухую растительность: для создания отсечной полосы шириной до 50-100 м необходима дорожная техника (бульдозеры, грейдеры и т. д.).

Пожарные подразделения в первую очередь тушат и локализуют пожары там, где находятся люди. Одновременно с тушением пожаров эвакуируют людей. При отыскивании и эвакуации из горящего здания людей можно пользоваться некоторыми правилами:

Пожар в здании распространяется преимущественно по лифто­вым шахтам, лестничным клеткам, по вентиляционным коробам;

Целые оконные проемы в горящем здании свидетельствуют о том, что в этом помещении нет людей или они не в состоянии добраться до окон;

Сильное пламя в оконных проемах свидетельствует о полном развитии пожара при большом количестве сгораемых материалов;

Сильное задымление без пламени - признак быстрого распро­странения огня скрытыми путями и по конструкциям; если при этом дым густой и темный, то это означает горение при недостатке кисло­рода.

Работам по ликвидации очагов поражения СДЯВ, как правило, предшествуют или проводятся одновременно мероприятия, направлен­ные на снижение величины выброса и растекания СДЯВ на местности, уменьшения интенсивности испарения ядовитых веществ и снижение глубины распространения зараженного воздуха. Для этого проводят работы по:

Ограничению и приостановлению выброса СДЯВ путем пере­крытия кранов и задвижек на магистралях подачи СДЯВ к месту аварии, заделывание отверстий на магистралях и емкостях, перекачка жидкости из аварийной емкости в резервную;

Обваловывание мест разлива СДЯВ, устройство ловушек при отсутствии обваловки или поддонов для емкостей;

Сбор разлившейся СДЯВ в закрытые резервные емкости (при наличии обваловки или поддонов);

Постановка отсечных водяных завес на пути распространения облака зараженного воздуха (для снижения глубины его распростране­ния);

Изоляция зеркала разлива СДЯВ пеной, поглощение ядовитых веществ адсорбентами.

После проведения этих мероприятий обеззараживают территории.

4. Определение материального ущерба и числа жертв.

Нанесенный ЧС материальный ущерб складывается из прямого (разрушение промыш­ленных объектов) и косвенного ущербов (недополученный доход, товары, материальные ценности).

Для определения прямого ущерба необходимо знать стоимость основных фондов производства до и после момента наступления ЧС. Их разность и есть размер прямого материального ущерба. Для его определения необходимо располагать данными о степени поражения объекта. Она определяется, исходя либо из численного значения пораженной площади объекта по отношению к его общей площади, либо числа пораженных элементов этого объекта к их общему числу. Поскольку предусмотреть место возникновения и масштаб чрезвычай­ного события на объекте невозможно, то применяют стохастическую основу для определения степени поражения объекта. Для площадного объекта (отношение фасадной ширины объекта к его глубине не превышает 2:1) она является математическим ожиданием случайной величины, которая может принимать различные значения при соот­ветствующих вероятностях: средняя величина D = Д Р.

Так, для нахождения степени поражения (разрушения) объекта от взрывов при авариях нужно рассматривать зоны всех степеней разру­шения, пользуясь упрощенной формулой

где D - степень поражения промышленного объекта;

площадь объекта, подвергнувшаяся разрушению, км 2 ; - общая

площадь объекта, км 2 ; -- число пораженных элементов объекта

(зданий, цехов, сооружений, систем); -общее число элементов

Значения D в зависимости от степени поражения объекта пред­ставлены в табл. 1

Таблица 1 Степень поражения объекта в зависимости от объема разрушений

Для определения числа жертв можно использовать следующее выражение:

где - число жертв при внезапном взрыве; - численность рабо­тающих данной смены (всего предприятия).

Ущерб и число жертв при ЧС подсчитывают, как правило, при проведении комплекса спасательных работ или после них.

5. План ремонтно-восстановительных работ.

Готовность предприятия к выполнению восстановительных работ оценивается наличием проектно-технической документации по вариантам восстановления, обес­печенностью рабочей силой- и материальными ресурсами.

Планирование восстановления работоспособности предприятия может предусматривать как первоочередное восстановление, так и капитальное. Первое может быть выполнено силами самого объекта, создающего для этих целей восстановительные бригады. В проекте восстановления освещаются следующие вопросы:

Объем работ по восстановлению с расчетом потребностей в рабочей силе, материалах, строительной технике, оборудовании, дета­лях, инструменте;

Оптимальные инженерные решения по восстановлению рабо­тоспособности предприятия;

Календарный план или сетевой график восстановительных ра­бот, очередность восстановления цехов, исходя из важности их в выпуске основной продукции;

Состав восстановительных бригад и др. Методика определения сроков проведения восстановительных ра­бот изложена в СН 440-72. 4

6. План основных мероприятий РФ по вопросам гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на 2000 год

Таблица 1

Наименование мероприятия, время и место его проведения

Исполнители

Участники

инспекторская проверка состояния дел в области гражданской обороны, предупреждения и ликвидации ЧС в Калужской области (февраль, г. Калуга)

МЧС России, Минсельхозпрод России, Минздрав России, Госавтомнадзор России, Госгортехнадзор России, администрация Калужской области

Органы местного самоурвления (по согласованию), организации, силы и средства гражданской обороны, предупреждения и ликвидации ЧС Калужской области (по плану проверки)

Инспекторская проверка состояния дел в области гражданской обороны, предупреждения и ликвидации последствий ЧС в Мурманской области

МЧС России, МВД России, Минздрав России, Госкомэкология России, администрация Мурманской области

Органы местного самоуправления (по согласованию), организации, силы и средства гражданской обороны, предупреждения и ликвидации ЧС Мурманской области (по плану проверки)

Всероссийский сбор по подведению итогов деятельности единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС, выполнения мероприятий гражданской обороны в 2000 году и постановке задач на 2001 год (ноябрь, г. Москва)

МЧС России

Начальники гражданской обороны и представители федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, начальники региональных центров о делам гражданской обороны, ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий МЧС России, руководители органов, специально уполномоченных решать задачи гражданской обороны, задачи по предупреждению и ликвидации ЧС, субъектов РФ, руководители подведомственных МЧС России

Инспекторская проверка состояния дел в области гражданской обороны, предупреждения и ликвидации ЧС в Чувашской Республике (октябрь, г. Чебоксары)

МЧС России, МВД России, Минздрав России, Минсельхозпрод России, Минтранс России, кабинет Министров в Чувашской Республике

Органы местного самоуправления (по согласованию), организации, силы и средства гражданской обороны, предупреждения и ликвидации ЧС Чувашской Республики (по плану проверки)

Инспекторская проверка состояния дел в области гражданской обороны, предупреждения и ликвидации ЧС в Воронежской области (сентябрь, г. Воронеж)

МЧС России, МВД России, МПС Росси, Минздрав России, Минсельхозпрод России, администрация Воронежской области

Органы местного самоуправления (по согласованию), организации, силы и средства гражданской обороны, предупреждения и ликвидации ЧС Воронежской области (по плану проверки)

Список литературы

    Безопасность жизнедеятельности: Учеб. для вузов/ Под ред. С.В. Белова.-М:Высшая школа, 1999.-С.395-400

    Безопасность жизнедеятельности: Учебное пособие для вузов/Под ред. Л.А. Муравья.-М:ЮНИТИ-ДАНА, 2002.-С.392-396

    Гражданская оборона: Нормативные акты.-М:ПРИОР, 2000.-С. 58

    Нечаев Э.А. Военная медицина и катастрофы мирного времени/Э.А. Нечаев, М.Н. Фаршатов.- М, 1994.-С. 45

    Хван Т.А. Безопасность жизнедеятельности /Т.А. Хван, П.А. Хван.- Ростов н/Д: «Феникс», 2000.-С. 240-244

1 Нечаев Э.А. Военная медицина и катастрофы мирного времени/Э.А. Нечаев, М.Н. Фаршатов.- М, 1994.-С. 45

2 Хван Т.А. /Т.А. Хван, П.А. Хван.- Ростов н/Д: «Феникс», 2000.-С. 240-244

3 Безопасность жизнедеятельности: Учебное пособие для вузов/Под ред. Л.А. Муравья.-М:ЮНИТИ-ДАНА, 2002.-С.392-396

Ликвидации последствий ЧС в Афанасьевском МО 3.1 Обоснование... мер совершенствования организации предотвращения и ликвидации последствий ЧС на территории Афанасьевского муниципального образования...

  • Управление ликвидацией последствий чрезвычайной ситуации при лесном пожаре

    Реферат >> Безопасность жизнедеятельности

    Материально-технических и финансовых ресурсов для ликвидации последствий ЧС . Планирование действий, отработка взаимодействия, проведение... в Дюртюлинском районе РБ. Все расчеты последствий и ликвидации ЧС приведены для Дюртюлинского района РБ...

  • Ликвидация чрезвычайных ситуаций

    Реферат >> Безопасность жизнедеятельности

    Министерства РФ по делам ГО, ЧС и ликвидаций последствий стихийных бедствий, информационные центры федеральных... нормализуется и снова становится равным атмосферному. Ликвидация последствий ЧС . Данная область регулируется Федеральным законом...

  • Состояние и совершенствование отраслевой системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуац

    Реферат >> Безопасность жизнедеятельности

    ... ; при ведении долгосрочных работ по ликвидации последствий ЧС Режим повышенной готовности - функционирование системы... режим - функционирование системы при возникновении и ликвидации последствий ЧС . В режиме повседневной деятельности основными мероприятиями...



  • Просмотров