Проведение аудиторской проверки в конкурсном производстве. Аудит организации при процедуре банкротства на примере ОАО 'Полиграфист'. Введение внешнего управления на предприятии

Приподниму тему, так как столкнулся с подобным вопросом: должен ли КУ привлекать аудиторов для проверки бухотчетности должника - АО? (Анализ должника был произведен ВУ ранее, тут вопросов нет.)

Судебная практика однозначного ответа не дает. Вот, разбил найденные акты по высказанной позиции:

1. Проводить обязательный аудит в конкурсном производстве не надо.

Спойлер: Постановление 19 ААС от 28.10.2016 по делу N А35-1514-2011

Уполномоченный орган просил суд признать ненадлежащим образом исполненными обязанности конкурсного управляющего Севрюкова Д.С., выразившиеся в необоснованном привлечении для обеспечения своей деятельности - ООО "Аудит-пром" по договору от 23.03.2015 N 18 с размером вознаграждения 460 000 рублей.

Конкурсный управляющий полагал, что привлечение аудитора было обязательной, поскольку активы должника превышали указанный в законе предельный порог стоимости, при котором проведение аудита обязательно.

При этом, нормами Федерального от 30.12.2008 N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности" не предусмотрено обязанности по привлечению аудитора в конкурсном производстве.

Таким образом, именно для анализа финансового состояния должника допускается использование услуг аудиторов при наличии обстоятельств, предусмотренных Закона о банкротстве.

С учетом изложенного, правомерен вывод суда первой инстанции о том, что обязанность привлечения аудитора у арбитражного управляющего имеется лишь в случае установления достоверности бухгалтерской отчетности при проведении анализа финансового состояния должника.

Поскольку нормы Федерального от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", в данном случае являются специальными по отношению к нормам Федерального от 30.12.2008 N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности", при привлечении аудитора конкурсный управляющий был обязан руководствоваться не целями аудита, указанными в нормах Федерального от 30.12.2008 N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности", а нормами, регулирующими несостоятельность (банкротство).

Доказательств, свидетельствующих о достижении положительного эффекта от проведения аудита, приведших к увеличению конкурсной массы должника с целью наиболее полного удовлетворения требований кредиторов, конкурсным управляющим не представлено.

Спойлер: Постановление АС Поволжского округа от 25.02.2015 по делу N А65-4126-2013

Заявитель кассационной жалобы приводит доводы о том, что им не был превышен лимит оплаты привлеченного специалиста, установленный Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве) исходя из балансовой стоимости активов должника; выводы судебных инстанций о необоснованно завышенной оплате конкурсным управляющим оказанных аудиторских услуг не основаны на допустимых доказательствах; считает, что проведение аудита в конкурсном производстве не запрещено о банкротстве ( Закона о банкротстве), а в данном случае аудит является обязательным в силу Федерального закона от 30.12.2008 N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности" ; суды не учли, что оплата услуг аудитора не была произведена за счет средств должника.

Обращаясь в арбитражный суд с вышеназванной жалобой, ФНС России сослалась на Закона о банкротстве, указав на то, что проведение аудита в процедуре конкурсного производства с целью выявления недостоверности бухгалтерской отчетности не отвечает целям конкурсного производства. Как отметил заявитель жалобы, анализ финансово-хозяйственной деятельности был проведен Нурлыгаяновым М.Р. в процедуре наблюдения по тем же документам, что и последующий аудит; необоснованное привлечение аудиторской фирмы с размером вознаграждения в 600 000 руб. неоправданно увеличивает расходы на конкурсное производство, влечет уменьшение конкурсной массы и нарушает имущественные права кредиторов на удовлетворение своих требований.

Решая вопрос о привлечении аудитора в конкурсном производстве, суды с учетом всех обстоятельств дела сделали выводы о том, что после окончания наблюдения и открытия конкурсного производства необходимость в проведении аудиторской проверки и установлении финансового состояния должника отсутствует, поскольку основной целью является продажа имущества и расчет с кредиторами . Необходимость аудиторской проверки для нужд конкурсного производства конкурсный управляющий не обосновал, Закона о банкротстве не возлагает на конкурсного управляющего обязанность проводить аудит финансовой (бухгалтерской) отчетности организации должника в процедуре конкурсного производства.


2. Привлечение аудитора обязательно.

Спойлер: Постановление 9 ААС от 17.09.2013 по делу N А40-27719-10

16.05.2013 в суд поступило ходатайство конкурсного управляющего ОАО "Универмаг Москва" о привлечении лица, для обеспечения деятельности конкурсного управляющего и установления размера оплаты услуг привлеченного лица.

В соответствии с ФЗ "ОБ АУДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ" в случае если организация имеет организационно-правовую форму открытого акционерного общества, в отношении нее проводится обязательный аудит.

Таким образом, привлечение аудитора является обязательным для должника. Привлечение специалистов по определению суда предусмотрено для лиц, не перечисленных в ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)".

Вынесение такого определения для привлечения лиц, указанных в названного Федерального закона не предусмотрено. Конкурсный управляющий вправе привлечь аудитора и без определения суда.
...

Спойлер: Постановление АС Волго-Вятского округа от 05.08.2016 по делу N А82-12211-2011

Заявитель полагает, что вынесено с нарушением норм материального и процессуального права: обязанность привлечь аудитора за счет средств должника имеется лишь у временного управляющего; проведение ежегодного аудита не распространяется на организации, находящиеся в конкурсном производстве, и не отвечает целям конкурсного производства.

В и Закона о банкротстве установлено, что расходы на оплату услуг аудитора, если его привлечение является обязательным, подлежат возмещению за счет должника.

Обязательный аудит проводится в случаях, предусмотренных в Федерального закона от 30.12.2008 N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности".

Суд апелляционной инстанции установил, что конкурсный управляющий обязан был привлечь аудитора, поскольку должник имеет организационно-правовую форму открытого акционерного общества и является топливно-энергетическим комплексом с объемом деятельности и размерами активов, имеющими стратегическое значение.

Следовательно, оплата услуг аудитора производится за счет средств должника в размере фактических затрат по правилам Закона о банкротстве и не включается в установленный в лимит расходов.

ООО "ТИТАН-АУДИТ" в данном случае не является привлеченным специалистом в понимании Закона о банкротстве, и, соответственно, отсутствует необходимость отражать сведения о нем в отчете конкурсного управляющего.

Спойлер: Постановление АС Московского округа от 28.03.2016 по делу N А40-46345-2014

Решением Арбитражного суда города Москвы от 14.01.2015 ЗАО "Объединенные Ферросплавы" признано несостоятельным (банкротом) и в отношении него открыто конкурсное производство, конкурсным управляющим утвержден Коновалов Александр Юрьевич.

В Арбитражный суд города Москвы 27.08.2015 поступила жалоба кредитора - ОАО "БАНК УРАЛСИБ" на действия/бездействие конкурсного управляющего ЗАО "Объединенные Ферросплавы" Коновалова А.Ю. с требованием об его отстранении от исполнения обязанностей конкурсного управляющего.

Определением Арбитражного суда города Москвы от 26.10.2015 в удовлетворении жалобы ОАО "БАНК УРАЛСИБ" на действия конкурсного управляющего должника отказано.

Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)".

Как следует из материалов дела и установлено судами, между ООО "Аудиторская компания "Заря" и должником, в лице конкурсного управляющего, заключен договор N 431-14 от 05.11.2014 об оказании услуг по составлению аудиторского заключения для подтверждения достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности за период с 01.01.2014 по 30.09.2014.

В соответствии с Федерального закона "Об аудиторской деятельности" обязательный аудит проводится в случае, если объем выручки от продажи продукции (продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг) организации (за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, сельскохозяйственных кооперативов, союзов этих кооперативов) за предшествовавший отчетному год превышает 400 миллионов рублей или сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец предшествовавшего отчетному года превышает 60 миллионов рублей.

Как следует из бухгалтерского баланса должника по состоянию на конец предшествовавшего отчетному года, сумма активов должника превышает 60 миллионов руб.


Буду признателен за высказанные мнения по данному вопросу.

Сегодня о представлении бухгалтерской отчетности в налоговые инспекции знают, пожалуй, все: и налогоплательщики со стажем, и те, кто только планирует обустроиться в рядах бизнесменов. Отметим, что эта, ставшая почти незыблемой, норма отражена в 23 статье Налогового кодекса Российской Федерации. Именно здесь установлена обязанность налогоплательщика представлять в налоговый орган по месту нахождения организации бухгалтерскую отчетность в соответствии с требованиями Федерального закона от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете», за исключением тех случаев, когда организации в соответствии с указанным Федеральным законом не обязаны вести бухгалтерский учет или освобождены от ведения такового.Увы, но среди многочисленной армии приморских налогоплательщиков, все еще встречаются те, кто не спешит выполнять предписанные законодательством требования, и это несмотря на то, что статья 3 Закона «О бухгалтерском учете» четко указывает на все составляющие годовой бухгалтерской отчетности, которая включает в себя в числе прочих «компонентов» и аудиторское заключение, подтверждающее достоверность представленных налогоплательщиками сведений. Здесь надо оговориться, что условие об аудиторском заключении касается только тех, кто обязан проходить независимую экспертизу.

Такой обязательный перечень налогоплательщиков, автоматически попадающих под патронаж аудита, обозначен Федеральными законами № 119-ФЗ и № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности», от 07.08.2001 г. и 30.12.2008 г. соответственно.

Остановимся на более позднем законодательном акте, вступившим в силу с 1 января 2009 года. Законом № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» установлено 4 категории налогоплательщиков, обязанных представлять бухотчеты совместно с аудиторским заключением.

Во-первых, это открытые акционерные общества; во-вторых, кредитные организации, бюро кредитных историй, страховые организации, общества взаимного страхования, товарные или фондовые биржи, инвестиционные фонды, государственные внебюджетные фонды, фонды, источником образования средств которых являются добровольные отчисления физических и юридических лиц. Также в список тех, кому необходимо аудиторское заключение входят организации (за исключением сельскохозяйственных кооперативов и союзов этих кооперативов), чей объем выручки от продажи продукции (выполнения работ, оказания услуг) за предшествовавший отчетному год превышает 50 миллионов рублей или сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец года, предшествовавшего отчетному, превышает 20 миллионов рублей. Для муниципальных унитарных предприятий законом субъекта Российской Федерации финансовые показатели могут быть снижены.

Кроме этого, обязательный аудит должен проводиться и в иных случаях, установленных федеральными законами.

Если говорить о представлении отчетности в налоговые органы за 2008 год и более ранние периоды, то здесь нужно обратиться к Федеральному закону № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности», который несколько иначе трактует объем выручки организаций, обязанных представлять помимо отчетности и аудиторское заключение. Этот законодательный акт «предлагает» обязательный аудит организациям (за исключением сельскохозяйственных кооперативов и их союзов), государственным и муниципальным унитарным предприятиям, основанным на праве хозяйственного ведения, индивидуальным предпринимателям объем выручки которых от реализации продукции (выполнения работ, оказания услуг) за один год превышает в 500 тысяч раз установленный законодательством Российской Федерации минимальный размер оплаты труда или сумма активов баланса превышает на конец отчетного года в 200 тысяч раз установленный законодательством Российской Федерации минимальный размер оплаты труда.

Напомним, что законодательство возлагает ответственность за невыполнение или ненадлежащее выполнение обязанностей, поэтому в случае представления в налоговый орган бухгалтерской отчетности без аудиторского заключения к налогоплательщику может быть применена мера, установленная Налоговым кодексом.

Отдел работы с налогоплательщиками, их регистрации и учета и СМИ
УФНС России по Приморскому краю

Существует большое разнообразие мнений, что понимать под аудитом и аудиторской деятельностью. В редакции Международных стандартов аудита переведенных на русский язык, в «Глоссарии терминов» не приводится определение аудита, а формулируется лишь его цель: «Целью аудита финансовой отчетности является предоставление возможности аудитору выразить мнение об отношении того, подготовлена ли финансовая отчетность по всем существенным аспектам, в соответствии с установленными основными принципами финансовой отчетности». Аудит не ограничивается рамками аудиторской проверки финансовой отчетности, но включает в себя выполнение таких сопутствующих услуг, как обзор и подготовка информации.

В Федеральном законе «Об аудиторской деятельности» №307-ФЗ цель аудиторской проверки определена как выражение мнения о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица.

Организация аудиторской проверки на несостоятельном предприятии напрямую зависит от применяемой к ней процедуры несостоятельности. Соответственно, учитывая экономическую и юридическую сущность каждой процедуры банкротства, необходимо понимать, что различными будут и цели аудита при применении каждой стадии арбитражного процесса по делу о банкротстве. Таким образом, необходимо определить, что является конечной целью каждой из процедур банкротства, определенные Законом о несостоятельности, и за счет чего они достигаются.

Статьей 2 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве) №127-ФЗ определены понятия стадий банкротства, используемые в арбитражной практике:

наблюдение - процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику в целях обеспечения сохранности его имущества, проведения анализа финансового состояния должника, составления реестра требований кредиторов и проведения первого собрания кредиторов;

финансовое оздоровление - процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику в целях восстановления его платежеспособности и погашения задолженности в соответствии с графиком погашения задолженности;

внешнее управление - процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику в целях восстановления его платежеспособности;

конкурсное производство - процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику, признанному банкротом, в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов;

мировое соглашение - процедура, применяемая в деле о банкротстве на любой стадии его рассмотрения в целях прекращения производства по делу о банкротстве путем достижения соглашения между должником и кредиторами.

Из приведенных выше определений стадий банкротства, видно, что все они достигаются путем решения различных задач действующими органами управления и контроля несостоятельного предприятия.

Поскольку, арбитражные управляющие не на всех стадиях банкротства являются управляющим звеном несостоятельного предприятия (на стадиях наблюдения и финансового оздоровления выполняют контрольную функцию), возникают два направления аудиторской проверки несостоятельного предприятия, представленные на рис. 2.1 «Основные направления аудиторской проверки несостоятельного предприятия».

Рис. 2.1 - Основные направления аудиторской проверки несостоятельного предприятия

Необходимо учитывать, что оптимальная информативность отчетности несостоятельного предприятия на определенных стадиях банкротства может быть достигнута только при его использовании в совокупности с отчетом арбитражного управляющего.

Следовательно, аудитору необходимо определить достоверность не только бухгалтерской финансовой отчетности, но и отчета арбитражного управляющего.

Отчет арбитражного управляющего при проведении обязательного аудита подлежит аудиторской проверке. В условиях инициативного аудита, отчет арбитражного управляющего подлежит проверке только в случаях, когда арбитражный управляющий выполняет функции управления контроля за деятельностью организации.

Необходимо отметить, что каких либо нормативных документов, регламентирующих проведение аудиторских проверок, учитывающих специфику банкротства, не существует. Поэтому, организация аудиторской проверки на несостоятельных предприятиях проводят в общеустановленном порядке на основании закона об аудиторской деятельности и стандартов аудиторской деятельности. Проведение аудиторской проверки на несостоятельном предприятии может осуществляться на любой стадии банкротства, исходя из этого меняются цели и задачи аудита, так представим в табл. 2.1 «Цели и задачи аудиторской проверки несостоятельного предприятия».

Таблица 2.1 - Цели и задачи аудиторской проверки несостоятельного предприятия

Процедуры банкротства

Цель аудита

Наблюдение

Выражение мнения о том, насколько достоверна отчетность* отражает финансовое положение несостоятельного предприятия в соответствии с законодательством РФ, а также проведение анализа финансового состояния должника

1. Подтверждение решения арбитражного суда о признании организации несостоятельной.

2. Подтверждение законности ведения применяемой процедуры банкротства.

3. Подтверждение соблюдения последствий введения соответствующей процедуры банкротства

4. Проверка соблюдения органами управления требований действующего законодательства о банкротстве

5. Проверка отчета арбитражного управляющего

Финансовое оздоровление

Выражение мнения о достоверности отчетности* и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству РФ по операциям, связанным с восстановлением платежеспособности и погашением задолженности в соответствии с установленным графиком.

Внешнее управление

Выражение мнения о том, насколько достоверно отчетность* отражает результаты деятельности внешнего управляющего, направленной на восстановление платежеспособности несостоятельного предприятия в соответствии с планом внешнего управления.

Конкурсное производство

Выражение мнения о достоверности ликвидационной отчетности* и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству РФ по операциям, связанным с удовлетворением требований кредиторов.

Мировое соглашение

Выражение мнения о достоверности отчетности*, соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству РФ по операциям, связанным с прекращением производства по делу о банкротстве.

В правилах (стандартах) аудиторской деятельности затрагиваются основные принципы осуществления аудиторской деятельности на предприятиях, в отношении которых арбитражным судом возбуждено дело о банкротстве. Выделение в отдельную категорию, например, такую сопутствующую услугу, как компиляция финансовой информации, позволяет определить основные требования к аудиторским услугам, оказываемым организациям и арбитражным управляющим.

Принцип компиляции финансовой информации присутствует на каждой стадии арбитражного процесса по делу о банкротстве. Несомненно, отчетность составляемая арбитражным управляющим и представляемая в арбитражный суд, является основой составления бухгалтерской (финансовой) отчетности, поскольку именно в ней отражаются основные факты хозяйственной деятельности несостоятельного предприятия, влияющего на формирование показателей отчетности. Сбор, классификация и обобщение такой информации, а также возможная ее трансформация вполне может быть предметом договоров между несостоятельной организации, арбитражным управляющим и аудиторской деятельностью.

Таким образом, можно сделать вывод, что аудит несостоятельного предприятия, в отношении которого арбитражным судом возбуждено производство по делу о банкротстве - сложная и многогранная процедура возможным выделением различных направлений проверки, когда цель аудита зависит не только от применяемой правовой процедуры, но и от органа управления деятельностью организации .


Введение

Признаки

Стадии процедур

Цель аудита

Этапы аудита

Заключение

Практическое задание


Введение


Любая организация проходит несколько стадий жизненного цикла: возникновение, становление, подъем, спад. И на каждой стадии возможны кризисные ситуации. При установлении характера кризисной ситуации наиболее обоснованной является омплексная ее оценка на основе совокупности абсолютных и относительных показателей, характеризующих различные аспекты финансово-хозяйственной деятельности предприятия и тенденции их изменения в изучаемом периоде. Определение жизнеспособности организации, выявление резервов лучшего использования его финансовых ресурсов, разработка мероприятий по улучшению финансового положения организации - основная цель проведения аудиторских проверок организации.

Обязательное проведение аудита законодательством не предусмотрено, аудиторские стандарты не выделяют процедуры аудита, выполняемые на этапах банкротства организации.

Целью проведения аудита организации - банкрота является определение соответствия законодательству совершаемых операций в ходе проведения процедур банкротства, выявление причин и факторов экономической нестабильности, а также разработка программы стабилизации финансового положения предприятия.

Аудиторская проверка может быть проведена на стадиях проведения процедур банкротства. Исходя из специфики проведения процедур банкротства существует ряд мероприятий, которые ставят цель проведения аудиторской проверки.

В процессе проведения аудита процедур банкротства аудитор должен выразить мнение о достоверности предоставляемой информации соответствующей отчетности, соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству РФ, соответствии ведения процедур банкротства Закону «О несостоятельности (банкротстве)».

Допущение непрерывности деятельности является основным принципом подготовки финансовой (бухгалтерской) отчетности. В соответствии с принципом допущения непрерывности деятельности обычно предполагается, что аудируемое лицо будет продолжать осуществлять свою финансово-хозяйственную деятельность в течение 12 месяцев года, следующего за отчетным, и не имеет намерения или потребности в ликвидации, прекращении финансово-хозяйственной деятельности или обращении за защитой от кредиторов. Активы и обязательства учитываются на том основании, что аудируемое лицо сможет выполнить свои обязательства и реализовать свои активы в ходе своей деятельности.

В соответствии с пунктом 6 стандарта № 11 «Применимость допущения непрерывности деятельности аудируемого лица» (постановление Правительства РФ от 4 июля 2003 г. № 405) возможно проведение аудиторской проверки на стадиях процедур банкротства с целью получения доказательств о непрерывности деятельности.

аудит кризисный банкротство


Признаки


Признаками сомнения выполнения данного допущения являются:

* финансовые признаки: отрицательная величина чистых активов или невыполнение установленных требований в отношении чистых активов; привлеченные заемные средства, срок возврата которых приближается, при реальном отсутствии перспективы возврата или продлении срока займа либо необоснованное использование краткосрочных займов для финансирования долгосрочных активов; изменение схемы оплаты товара (выполненных работ, оказанных услуг) поставщикам на условиях коммерческого кредита или рассрочки платежа по сравнению с расчетами по мере поставки товара (выполнения работ, оказания услуг); неспособность погашать кредиторскую задолженность в надлежащие сроки; неспособность обеспечить финансирование развития деятельности или осуществления других важных инвестиций; значительные убытки от основной деятельности; трудности с соблюдением условий договора о займе;

* производственные признаки: увольнение основного управленческого персонала без должной его замены; потеря рынка сбыта, лицензии или основного поставщика; проблемы с трудовыми ресурсами или дефицит значимых средств производства; существенная зависимость от успешного выполнения конкретного проекта;

* прочие признаки: несоблюдение требований в отношении формирования уставного капитала аудируемого лица, установленных законодательством Российской Федерации; судебные иски против аудируемого лица, которые находятся в процессе рассмотрения и могут в случае успеха истца завершиться решением суда, не выполнимым для данного лица.

Особенность проведения аудита в данном случае заключается в анализе уместности использования руководством допущения о непрерывности деятельности. При планировании аудита обращается внимание на признаки наличия условий или событий, вызывающих сомнения в способности предприятия продолжать свою деятельность непрерывно. Последствия выявленных условий и событий учитываются при проведении оценки риска, следовательно, и при определении характера, сроков и объема аудиторских процедур.


Стадии процедур


На каждой стадии процедуры банкротства устанавливаются свои цели и задачи проведения аудита.

Так, на стадии процедуры наблюдения аудитор проверяет достоверность признаков банкротства, на основании которых предприятие признается банкротом. Основанием служат данные, характеризующие финансовое положение организации.

На стадии процедуры финансового оздоровления аудитор должен определить рациональность и оптимальность мероприятий, включенных в план финансового оздоровления, а также подтвердить соответствие совершаемых операций по выводу организации из кризисной ситуации.

На стадии процедуры внешнего управления аудитором должна быть подтверждена обоснованность, рациональность, оптимальность и соответствие законодательству РФ плана мероприятий внешнего управления. В план внешнего управления включены мероприятия восстановления платежеспособности: перепрофилирование производства, закрытие нерентабельных производств, взыскание дебиторской задолженности, продажа части имущества должника.

На стадии конкурсного производства аудитором подтверждается достоверность данных ликвидационного баланса и соответствие порядка оформления и отражения совершаемых операций, связанных с его формированием, законодательству РФ.

Но в системе антикризисного управления ряд процедур определяют как функции аудита кризисного предприятия.

Дано определение аудита кризисного предприятия: это системный процесс накапливания и обработки информации с помощью специальных методов для оценки причин возникновения, природы и глубины кризиса предприятия, разработки антикризисной программы, контроля и оценки эффективности ее выполнения.


Цель аудита


К функциям аудита кризисного состояния относят: диагностика кризисной ситуации, подготовка программы выхода предприятий из кризиса, контроль выполнения антикризисных мероприятий, оценка эффективности реализации антикризисной программы в целом.

Целью аудита кризисного предприятия является оказание содействия администрации по выходу предприятия из кризиса.

Выделены следующие конкретные цели аудита причин и факторов экономической несостоятельности:

* анализ причин и факторов экономической несостоятельности, финансовой нестабильности или неплатежеспособности организации;

* формирование мнения о степени развития кризисной ситуации на организации на момент завершения диагностики и на перспективу;

* обоснование антикризисной стратегии управления организации;

* разработка совокупности организационно-технических мероприятий по выходу организации из кризиса;

* организация системы текущего контроля реализации антикризисных мероприятий;

* оценка эффективности выполнения антикризисной программы.

Также были выделены основные этапы проведения аудита кризисного организации:

) подготовка к проведению аудита;

) планирование аудита;

) диагностика состояния объекта исследования;

) разработка антикризисной программы;

) контроль выполнения антикризисных мероприятий и оценка эффективности реализации антикризисной программы;

) обобщение данных проведенного аудита и составление аудиторского заключения (отчета).


Этапы аудита


На первом этапе проводится сбор необходимой информации, для того чтобы иметь представление о финансово-хозяйственной деятельности предприятия, особенности ведения бизнеса на отраслевом и региональном уровне, характере и суммах обязательств.

При планировании аудита рассчитывают уровень существенности и аудиторский риск.

Под уровнем существенности аудита кризисного предприятия следует рассматривать предельное отклонение фактических показателей финансового состояния организации от запланированных в антикризисной программе при условии полного и своевременного выполнения администрацией и сотрудниками предприятия рекомендаций аудиторов.

Аудиторский риск при проведении аудита кризисной организации означает вероятность того, что в результате реализации предложенной аудиторами программы выхода организации из кризиса запланированные показатели не будут достигнуты.

На этапе диагностики кризисной ситуации путем реализации комплекса исследовательских процедур определяется реальное состояние организации, выявляются причины и факторы кризиса.

Методика диагностирования состояния объекта в рамках аудита кризисной организации включает следующие этапы:

* подготовка исходной информации для анализа финансово-хозяйственной деятельности организации;

* выявление по данным бухгалтерской и статистической отчетности симптомов кризисных проявлений в функционировании организации;

* выполнение аналитических процедур аудита для оценки состояния объекта;

* обоснование системы показателей (критериев) оценки состояния объекта;

* количественная и качественная идентификация состояния объекта на основе выбранной системы показателей (критериев);

* документирование информации, полученной в процессе диагностики (по мере сбора и обобщения данных).

Информация для диагностики должна быть полностью сопоставима по годам изучаемого периода и реальна с точки зрения отражения действительных экономических процессов, происходящих в организации.

Для проведения диагностики кризисного состояния организации аудитором может быть составлен классификатор симптомов, причин, факторов кризисных явлений. Такой классификатор поможет аудитору установить наиболее вероятные факторы и причины ухудшения экономической ситуации в организации, по тем симптомам, которые будут обнаружены в процессе проведения диагностики и при подготовке антикризисных мероприятий.

При разработке антикризисной программы аудиторы выполняют обоснование антикризисной стратегии управления, подготовку инвестиционных проектов, формулирование рекомендаций по оптимизации организационной структуры предприятия, внедрению системы бюджетирования и др.

На следующем этапе осуществляются аудиторские процедуры по контролю выполнения администрацией и сотрудниками организации антикризисных мероприятий и оценке эффективности реализации антикризисной программы.

Все этапы проведения аудита кризисного предприятия документируются. Это необходимо для качества и контроля проведения аудита, отражения полноты информации о проделанной работе, недопущения пропусков данных.

При проведении аудита составляется промежуточная информация для руководителей организации, разрабатывается антикризисная программа по выходу предприятия из кризисной ситуации.

На заключительном этапе аудита кризисной организации производится обобщение данных рабочих документов, подготовленных на предыдущих этапах, и формирование аудиторского заключения (отчета). В аудиторском заключении отражаются следующие сведения: кому адресовано заключение; цели аудита; краткая характеристика ситуации, предшествовавшей аудиту; описание использованных в ходе аудита процедур и результаты их выполнения; краткое описание сформулированных в антикризисной программе основных направлений выхода предприятия из кризиса; характеристика основных результатов выполнения организационных, инвестиционных и экономических проектов; оценка эффективности реализации антикризисной программы; прогноз основных показателей деятельности предприятия и оценка возможности наступления новых кризисов.


Аудит финансового положения предприятия


Для того чтобы выявить глубину и причины несостоятельности предприятия-банкротов, необходимо проанализировать финансовое положение предприятия. Следовательно, одной из целей аудиторской проверки является аудит финансового состояния.

Аудит финансового состояния предприятия предполагает комплексную оценку его деятельности на основе использования ряда показателей. Такая оценка включает выбор наиболее значимых для конкретной организации показателей, рассчитанных на основе данных бухгалтерской (финансовой) отчетности, анализ их динамики, изучение влияния каждого из них на величину комплексного показателя.

Аудит финансового состояния начинают с предварительной оценки достоверности данных бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Для выполнения требований, предъявляемых к проведению первичного аудита начальных и сравнительных показателей бухгалтерской отчетности, рекомендуются следующие аудиторские процедуры:

* ознакомиться с финансово-хозяйственной деятельностью экономического субъекта;

* провести анализ учетной политики экономического субъекта;

* ознакомиться с порядком составления бухгалтерской отчетности;

* убедиться в соответствии данных синтетического и аналитического учета;

* провести анализ системы внутреннего контроля;

* оценить работу отдела внутреннего аудита экономического субъекта и по возможности использовать результаты работы внутреннего аудита;

* провести необходимые аналитические процедуры;

* направить письменные запросы на подтверждение определенной информации руководству экономического субъекта и третьим лицам;

* организовать направление письменных запросов (от имени экономического субъекта) предыдущей аудиторской организации о предоставлении необходимой информации;

* ознакомиться с аудиторским заключением и письменной информацией руководству экономического субъекта по результатам проведения аудита, подготовленными предшествующей аудиторской организацией;

* в случае необходимости запросить у экономического субъекта первичные документы, относящиеся к предыдущему отчетному периоду;

* рассмотреть влияние на начальные и сравнительные показатели бухгалтерской отчетности корректировок, внесенных экономическим субъектом в соответствии с предыдущим заключением.

При проверке бухгалтерской (финансовой) отчетности аудитору следует руководствоваться нормативными документами, формой организации учета и данными инвентаризации, проведенной перед составлением годового отчета.


Заключение


Аудит организации-банкрота имеет значение, как в практическом, так и в научном плане. На настоящий момент существует необходимость разработки стандарта, регламентирующего проведение аудита на каждой из процедур банкротства, а также определение критериев обязательного аудита и его взаимодействия с администрацией. Данные мероприятия должны быть направлены на совершенствование действующего института, сведение к минимуму злоупотреблений в этой области и возможность оказания сопутствующих консультационных услуг в области законодательства (налогового, трудового, гражданского, уголовного).

Одной их эффективных форм государственного воздействия может стать привлечение к проблемам банкротства независимых компетентных специалистов-аудиторов, на основе создания соответствующей законодательной базы. В странах с развитой рыночной экономикой государство активно привлекает аудиторские фирмы для осуществления отдельных функций государственного финансового контроля. При этом государственные органы финансового контроля не считают аудиторские фирмы своими конкурентами, а рассматривают их в качестве помощников в своей работе. Современные условия требуют совершенствования аудиторской деятельности в соответствии со все более усложняющимися экономическими процессами и финансовыми технологиями. В этой связи первостепенное значение приобретает проблема дальнейшего повышения качества проведения аудиторских мероприятий на базе повсеместного внедрения стандартов аудита, адаптации их к практическим условиям и особенностям деятельности клиентов, укрепления системы внутрифирменного контроля.


Практическое задание. Вариант №1


Задание 1. Изучите текст лекций, а также нормативную базу, регулирующую процесс реорганизации хозяйственных обществ, и постройте прогнозные балансы первого, второго и третьего годов реализации инвестиционного проекта по предлагаемой форме (табл. 1, 2, 3);

Задание 2. Посчитайте основные финансовые показатели, отражающие уровень финансового менеджмента в ДЗАО «Энергетик» и АО «Энергия» (табл.4);

Задание 3. Сделайте вывод:

а) об эффективности планируемого внутрикорпоративного перераспределения доходов для наращивания балансовой и рыночной стоимостей собственного капитала, для улучшения финансового состояния и инвестиционной привлекательности компаний;

б) об уровне финансового менеджмента на предприятии.

Условие задачи:

Материнская компания АО «Энергия», испытывающая финансовые затруднения, организовала новый бизнес в выделенном дочернем закрытом акционерном обществе (ДЗАО) «Энергетик». Активы и пассивы ДЗАО на начало первого года деятельности (и реализации проекта) характеризуются следующими величинами (данные по трем вариантам): внеоборотные активы (ВА) = 100 млн. руб. (1 вариант), 90 млн. руб. (2 вариант), 80 млн. руб. (3 вариант), оборотные активы (ОА) = 70 млн. руб. (1 вариант), 60 млн. руб. (2 вариант), 60 млн. руб. (3 вариант), капитал и резервы (СК) = 100 млн. руб. (1 вариант), 90 млн. руб. (2 вариант), 80 млн. руб. (3 вариант), краткосрочные пассивы (КП) = 70 млн. руб. (1 вариант), 60 млн. руб. (2 вариант), 60 млн. руб. (3 вариант). Для реализации в ДЗАО выбран инвестиционный проект, связанный с расширением производственной сферы деятельности. Первоначальные единовременные инвестиционные затраты (капитальные вложения) на приобретение необходимого оборудования равны 4 млн. руб. (для всех вариантов). Их финансирование осуществляется за счет чистой прибыли (ЧП) материнской компании. Приобретенное оборудование устанавливается в течение месяца. После установки оборудования, ДЗАО ежегодно начинает получать чистую прибыль в размере 12 млн. руб. (для всех вариантов). За первый год ДЗАО получит 6 млн. руб. (для всех вариантов). Ее использование во втором году следующее: 50% (для всех вариантов) предполагается рефинансировать в новый инвестиционный проект, отдача от которого будет получена позднее, оставшиеся 50% (для всех вариантов) будут использованы для прироста запасов сырья и материалов. Получение дивидендов акционерами пока не предусматривается. В 3-м году реализации проекта чистая прибыль предыдущего года распределится поровну (для всех вариантов) - на рефинансирование инвестиционных проектов, на прирост запасов и на дивиденды.


Таблица 1

Баланс первого года реализации инвестиционного проекта (млн. руб.)

АктивНа начало отчетного годаНа конец отчетного годаПассивНа начало отчетного годаНа конец отчетного годаВнеоборотные активы (ВА)100104Капитал и резервы (СК)100110в том числе: в том числе: прирост основных средств04- прирост добавочного капитала04 - нераспределенная прибыль06Оборотные активы (ОА)7076Краткосрочные пассивы (КП)7070в том числе: - прирост запасов00 - прирост денежных средств06 Валюта баланса (ВБ)170180Валюта баланса (ВБ)170180

Таблица 2

Баланс второго года реализации инвестиционного проекта (млн. руб.)

АктивНа начало отчетного годаНа конец отчетного годаПассивНа начало отчетного годаНа конец отчетного годаВнеоборотные активы (ВА)104107Капитал и резервы (СК)110128в том числе: в том числе: прирост основных средств43- прирост добавочного капитала06 - нераспределенная прибыль012Оборотные активы (ОА)7691Краткосрочные пассивы (КП)7070в том числе: - прирост запасов03 - прирост денежных средств612 Валюта баланса (ВБ)180198Валюта баланса (ВБ)180198

Таблица 3

Баланс третьего года реализации инвестиционного проекта (млн. руб.)

АктивНа начало отчетного годаНа конец отчетного годаПассивНа начало отчетного годаНа конец отчетного годаВнеоборотные активы (ВА)107111Капитал и резервы (СК)128144в том числе: в том числе: прирост основных средств04- прирост добавочного капитала68нераспределенная прибыль12(12-4)=8Оборотные активы (ОА)91103Краткосрочные пассивы (КП)7070в том числе: - прирост запасов34 - прирост денежных средств12(12-4)=8 Валюта баланса (ВБ)198214Валюта баланса (ВБ)198214

Рентабельность собственного капитала - ROE, %

Чистая прибыль/СК

(СК оценивается по среднегод-вым значениям)


(6/((100+110)/2))*100%=

71%(12/((110+128)/2))*100%=

08%(12/((128+144)/2))*100%=


Доля СК в структуре инвестировано-го капитала, %СК/ВБ (по среднегодовым значениям)(((100+110)/2)/


((170+180)/2))*100%=

%(((110+128)/2)/

((180+198)/2))*100%=

%(((128+144)/2)/

((198+214)/2))*100%=



Анализируя прогнозный баланс можно оценить рассматриваемый инвестиционный проект, как выгодный, поскольку ДЗАО «Энергетик» получает ежегодную прибыль, достаточную для того, чтобы:

Вернуть первоначальные вложения, осуществленные материнской компанией АО «Энергия»;

Поддерживать текущую деятельность предприятия (производить закупку товарно-материальных ценностей);

Финансировать инвестиционный проект уже за счет собственных средств.

Об эффективности рассматриваемого проекта свидетельствует также динамика финансовых показателей (табл. 4):

Растет коэффициент текущей ликвидности (1-й год - 1,04; 2-й год - 1,19; 3-й год - 1,44), что свидетельствует о росте платежеспособности предприятия;

Наблюдается относительный рост собственного капитала (в частности, в суммарной его величине), что свидетельствует, о повышении финансовой независимости предприятия;

рост рентабельности собственного капитала (ROE) указывает на то, что каждая единица собственного капитала начинает приносить больше чистой прибыли предприятию;

Растет доля собственного капитала в структуре инвестированного капитала (1-й год - 60%; 2-й год - 63%; 3-й год - 66%).


Окончательный вывод


В целом, реализация рассматриваемого проекта позволит данному предприятию улучшить свое финансовое состояние, а также свою инвестиционную привлекательность для других предприятий (потенциальных инвесторов).


Список использованных источников


1.Федеральный закон от 7 августа 2001г. N 119-ФЗ "Об аудиторской деятельности" (в ред. от 3 ноября 2006г.), ст. 9.

.Кодекс этики аудиторов России (одобрен Советом по аудиторской деятельности при Минфине РФ (протокол N 56 от 31 мая 2007г.)

.Постановление Правительства РФ от 30 ноября 2005г. N706 "О мерах по обеспечению проведения обязательного аудита"

.Постановление Правительства РФ от 23 сентября 2002г. N 696 "Об утверждении федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности" (в ред. от 25.08.2006г.)

.Рекомендации аудиторским организациям, индивидуальным аудиторам, аудиторам по проведению аудита годовой бухгалтерской отчетности организаций за 2006 год (письмо Департамента регулирования государственного финансового контроля, аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и отчетности Минфина РФ от 19 декабря 2006г. N07-05-06/302)

.Аудит: Учебник для вузов / Под ред. В.И. Подольского. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007г.

.Аудит, В.И. Подольский [и др.] М. Издательский центр «Академия», 2006г.

.Андреев В.К. «Правовое регулирование аудита в России»-М.:Инф-ра-М, 2006г.

.Алборов М.Д. Аудит в организациях промышленности, торговли и АПК., М, Изд.-во "Дело и Сервис", 2007г.

.Барышников Н.П. «Организация и методика проведения общего аудита». - изд. 5-е, перераб. и доп. - М.: Информационно-издательский дом «Филинъ», 2005г.

.Данилевский Ю.А., Аудит: учебное пособие. - М.:ИД ФБК-ПРЕСС, 2005г.

.Козлова Е.П., Бухгалтерский учет в организации / Козлова Е.П., Бабченко Т.Н., Галанина Е.Н. - М.: «Финансы и статистика» 2006г.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Привлечение аудиторов к проведению проверок в организациях, приближающихся к банкротству, либо находящихся в одной из процедур банкротства, является весьма распространенным в аудиторской практике. Работа аудитора в такой ситуации имеет значительные особенности, обусловленные правовым статусом юридического лица и его кризисным финансовым состоянием. Во многих случаях можно столкнуться с мошенничествами и злоупотреблениями со стороны менеджмента предприятия.

На первый взгляд, оплата услуг аудиторов лишь дополнительная нагрузка на предприятие, испытывающее финансовые трудности, кредиторы которого уже понесли значительный ущерб в связи с задержкой выплат по долгам. Банкрот, у которого отсутствуют денежные средства, может располагать значительными неденежными активами, проверка законности дви-

Та б л и ца 4.1.4

Концепция аудита при ликвидации организации-банкрота

в конкурсном производстве

Компоненты

концепции

Предпосылки развития аудита при банкротстве

Превышение управленческих возможностей арбитражного управляющего над его материальной ответственностью; легкий доступ в профессию лиц, не обладающих необходимым уровнем знаний и опыта; конфликт интересов должника и кредиторов; переход к саморегулированию рынка услуг арбитражных управляющих; загруженность арбитражных судов, ввиду которой затруднительна детальная и своевременная проверка ими отчетов арбитражных управляющих.

Исходные противоречия

Гонка кредиторов и беспорядочная распродажа имущества должника, долговая паника кредиторов, этический риск, совместные действия кредиторов.

Особенности

Инициатива проверки исходит, как правило, от кредиторов, а не менеджмента или собственников.

Необходимо согласие арбитражного управляющего, как исполнительного органа обанкротившейся организации, чтобы обеспечить доступ к документации и материальным ценностям для сбора аудиторских доказательств. Ограничения по осуществлению сделок руководством и взаимный контроль арбитражного управляющего и собрания кредиторов.

Возможна оплата услуг аудиторов кредиторами должника ввиду кризисного финансового положения организации, вплоть до полного отсутствия денежных средств в ее распоряжении.

Разделение полномочий между руководством экономического субъекта, назначенным собственником, и арбитражным управляющим, назначенным арбитражным судом, в зависимости от проходящей процедуры банкротства.

Цель аудита

Сбор фактов и выражение мнения о достоверности отчетной информации, формируемой арбитражным управляющим, и о соответствии порядка ведения процедур, применяемых в деле о банкротстве, законодательству Российской Федерации.

Основные задачи аудита

Выявление признаков фиктивного и преднамеренного банкротства; проверка экономической целесообразности сделок по отчуждению имущества и уступке дебиторской задолженности и их соответствия законодательству; подготовка рекомендаций в отношении правовых способов возврата активов по подозрительным сделкам; анализ формирования кредиторской задолженности, законности заключенных договоров, цен приобретаемых ресурсов и выбора поставщиков; проверка достоверности информации, представленной в отчетах арбитражного управляющего.

Предмет аудита

Независимая проверка финансово-хозяйственной деятельности должника и действий арбитражного управляющего, а также бухгалтерской и иной отчетности, с целью выражения мнения о степени их соответствия установленным критериям, результатом которой является предоставление заинтересованным лицам объективной информации, касающейся прохождения процедур банкротства.

Этапы аудита

  • 1. Проверка финансово-хозяйственной деятельности предприятия в период, предшествовавший банкротству.
  • 2. Проверка проведения реабилитационных процедур (наблюдение, финансовое оздоровление, внешнее управление).
  • 3. Проверка проведения конкурсного производства и достоверности информации, предоставляемой конкурсным управляющим.

Объекты аудита

Юридические лица, муниципалитеты, физические лица, суверенные государства

Окончание табл. 4.1.4

Методы аудита

Общенаучные методы (анализ, синтез, индукция, дедукция, абстрагирование, обобщение, моделирование, эксперимент)

Собственные методы аудита (методические приемы документального и фактического контроля)

Методы организации проверки (сплошная / выборочная, документальная / фактическая)

Аудиторские процедуры (инспектирование, наблюдение, запрос, подтверждение, пересчет, аналитические процедуры)

Источники аудиторских доказательств

Промежуточный ликвидационный баланс, реестр требований кредиторов, отчет конкурсного управляющего, отчет оценщика, ликвидационный баланс, объявление о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства, протоколы собраний кредиторов, документы, подтверждающие полномочия участников собраний, договоры, первичные и иные бухгалтерские документы, материалы судебных дел, данные инвентаризации, техническая документация.

Пользователи результатов аудита

Собрание (комитет) кредиторов, саморегулируемая организация арбитражных управляющих, арбитражный суд, органы прокуратуры, собственники (акционеры, участники)

Принятие решения по результатам контроля

Обжалование действий арбитражного управляющего (п. 3 ст. 17, п. 3 ст. 60 Закона о банкротстве)

Отстранение арбитражного управляющего (п. 1 ст. 22 Закона о банкротстве) Взыскание убытков с арбитражного управляющего (п. 4 ст. 24 Закона о банкротстве)

Привлечение арбитражного управляющего к административной ответственности (ч. 3 ст. 14.13 КоАП РФ)

жения которых необходима во избежание еще больших потерь для кредиторов. Привлечение аудиторов для проверки отчета арбитражного управляющего и оценки законности его действий при формировании конкурсной массы является целесообразным. Величина средств, которые поступят в конкурсную массу для выплат кредиторам благодаря профессиональной и высококвалифицированной работе аудиторов может быть значительно больше, чем расходы, связанные с оплатой их услуг. При этом следует подчеркнуть, что аудиторское задание в конкурсном производстве не носит характер полноценного аудита бухгалтерской отчетности, а представляет собой совокупность согласованных с заказчиком специальных процедур, направленных на решение задач, поставленных в техническом задании.

В соответствии с п. 1 ст. 20.3 Закона от 26.10.2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» арбитражный управляющий имеет право привлекать для обеспечения осуществления своих обязанностей на договорной основе иных лиц с оплатой их деятельности за счет средств должника. Привлечение аудиторов к проведению финансового анализа и экспертизе сделок должника с имуществом, совершенных в период, предшествующий банкротству, способствует пополнению конкурсной массы и повышению эффективности арбитражного управления. В этой связи все большее распространение получают аудиторские услуги в процедурах банкротства. Они формируют новое направление в современном практическом аудите.

Согласно Закону от 30.12.2008 г. № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» аудит представляет собой независимую проверку бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица, предусмотренной Законом от 21.11.1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете», в целях выражения мнения о достоверности такой отчетности. Собственно аудит занимает лишь малую долю в общем объеме работ, к проведению которых аудиторы привлекаются в обанкротившихся организациях. Многие из задач, которые ставятся перед аудиторами, свидетельствуют о том, что оказываемые услуги должны быть отнесены к сопутствующим аудиту услугам или к прочим услугам, связанным с аудиторской деятельностью (рис. 4.2.1).

Рис. 4.2.1.

Проведение аудиторской проверки при банкротстве хозяйствующего субъекта во многих случаях носит характер согласованных процедур, то есть проверки, о проведении которой договорились аудитор, экономический субъект и, возможно, любая третья сторона, и которые регламентируются правилом (стандартом) № 30 «Выполнение согласованных процедур в отношении финансовой информации». В зависимости от процедуры банкротства от имени хозяйствующего субъекта выступает руководитель, назначенный собственником, или арбитражный управляющий. В качестве третьей стороны, участвующей в формулировании аудиторского задания, выступают кредиторы, собственники или арбитражный управляющий.

Согласно Правилу (стандарту) № 30 согласованные процедуры могут выполняться не только в отношении финансовой, но и нефинансовой информации при условии, что аудитор обладает адекватными знаниями по конкретному предмету и существует определенный критерий достижения результатов. Подготавливаемый в результате отчет предоставляется сторонам, которые выразили согласие на проведение согласованных процедур.

В конкурсном производстве согласно ст.126 Закона о банкротстве сведения о финансовом состоянии должника прекращают относиться к сведениям, признанным конфиденциальными или составляющими коммерческую тайну. К числу таких сведений, по нашему мнению, следует отнести и отчет аудиторов о фактах, отмеченных при выполнении согласованных процедур. В таком случае круг пользователей информации, представленной в отчете аудитора, может быть определен более широко и включать конкурсных кредиторов; уполномоченные органы, представляющие интересы бюджета в части задолженности по обязательным платежам; арбитражный суд; прокурора; органы внутренних дел (подразделения по экономическим преступлениям и преступлениям против собственности); работников должника; государственные и муниципальные органы власти; саморегулируемые организации арбитражных управляющих; органы по контролю и надзору в сфере банкротств (Министерство юстиции РФ).

Цель и задачи аудита при применении процедур банкротства в отношении аудируемого лица могут определяться заказчиком (инициатором) проверки. Это могут быть три группы лиц: руководство должника, арбитражный управляющий, комитет кредиторов.

Результаты компиляции финансовой и нефинансовой информации, выполненной аудитором, могут использоваться арбитражным управляющим при составлении бухгалтерской (финансовой) отчетности должника, ликвидационных балансов и отчета арбитражного управляющего.

Обзорная проверка может быть востребована для проверки надежности предпосылок составления финансовой (бухгалтерской) отчетности в реабилитационных процедурах банкротства, прежде чем использовать данную отчетность в качестве источника информации для анализа финансово-хозяйственной деятельности должника.

Аудиторская проверка при проведении процедур, применяемых в деле о банкротстве, в отношении экономического субъекта, прежде всего, направлена на сбор фактов и подтверждение достоверности информации, содержащейся в отчетах арбитражного управляющего посредством получения и оценки объективных данных о прохождении процедур банкротства, действиях участвующих лиц (арбитражного управляющего, кредиторов, руководства) и их соответствии законодательным и нормативно-правовым актам Российской Федерации.

Целью аудиторской проверки в процедурах банкротства является сбор фактов и выражение мнения о достоверности отчетной информации, формируемой арбитражным управляющим, и о соответствии порядка ведения процедур, применяемых в деле о банкротстве, законодательству Российской Федерации. В рамках аудиторской проверки можно выделить три этапа, для каждого из которых сформулированы конкретные задачи, стоящие перед аудитором (табл. 4.2.1).

Проблемой привлечения аудиторов к работе является то, что в соответствии с Законом о банкротстве арбитражный управляющий должен лично решать некоторые указанные выше задачи проверки. По этой причине законодательство выдвигает достаточно высокие профессиональные требования к управляющим, что должно обеспечить качество такого исследования и защитить интересы должника и кредиторов. Очевидно, что на практике один специалист не может обладать совокупностью требуемых знаний и навыков. Привлечение аудиторов в этой ситуации повышает качество ар-

Задачи аудиторской проверки на различных этапах банкротства

Таблица 4.2.1

Задачи аудиторской проверки

Аудиторская проверка финансово-хозяйственной деятельности организации в период, предшествовавший банкротству

  • выявление признаков фиктивного и преднамеренного банкротства;
  • проверка экономической целесообразности сделок по отчуждению имущества и уступке дебиторской задолженности и их соответствия Закону о банкротстве;
  • выявление возможных путей вывода активов из-под контроля организации, анализ использованных схем;
  • подготовка рекомендаций в отношении правовых способов возврата активов по подозрительным сделкам.

Аудиторская проверка проведения реабилитационных процедур (наблюдение, финансовое оздоровление, внешнее управление)

  • проверка достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности организации (до проведения арбитражным управляющим анализа финансового состояния должника следует убедиться в достоверности исходных данных);
  • анализ состава и оценка стоимости имущества организации;
  • рассмотрение заключенных договоров и их экономической целесообразности;
  • изучение ценовой политики в отношении продаваемых товаров (работ, услуг) и прочего имущества;
  • анализ формирования кредиторской задолженности, законности заключенных договоров, цен приобретаемых ресурсов и выбора поставщиков;
  • проверка целесообразности расходов по проведению процедуры банкротства;
  • проверка достоверности информации, представленной в отчетах арбитражного управляющего.

Аудиторская проверка проведения конкурсного производства и достоверности информации, предоставляемой конкурсным управляющим

  • проверка достоверности финансовой и нефинансовой информации, представленной в отчете конкурсного управляющего;
  • оценка действий конкурсного управляющего по формированию конкурсной массы;
  • проверка полноты и соблюдения очередности расчетов с кредиторами;
  • проверка обоснованности и целесообразности текущих расходов по ведению конкурсного производства;
  • проверка достоверности промежуточного ликвидационного и ликвидационного балансов.

битражного управления. Отметим арбитражную практику по этому вопросу. В Постановлении ФАС Московского округа от 04.05.2006 г. по делу № КГ-А41/3445-06 признано правомерным привлечение аудиторской фирмы для проведения финансового анализа должника в конкурсном производстве, поскольку согласно абз. 6 п. 3 ст. 24 Закона о банкротстве арбитражный управляющий имеет право привлекать для обеспечения осуществления своих полномочий на договорной основе иных лиц с оплатой их деятельности за счет средств должника. В Постановлении ФАС Дальневосточного округа от 25.05.2005 г. по делу № Ф03-А04/05-2/1086 судом так же сделан вывод об обоснованном привлечении внешним управляющим для проведения финансового анализа состояния должника аудиторов. С другой стороны, возникает проблема оплаты названных услуг. Для предприятия, находящегося в кризисной финансовой ситуации, выплата и вознаграждения арбитражному управляющему и оплата услуг аудиторской фирмы может быть непосильным бременем.

Зарубежный и отечественный опыт убедительно подтверждает целесообразность использования в деятельности аудиторских организаций принципа специализации. Отраслевые особенности хозяйственной деятельности влияют на выбор способа защиты имущественных интересов собственников, определяют правовые регламенты деятельности, методы учета затрат и калькулирования себестоимости продукции (работ, услуг), выполнения смет расходов и т.д. На практике имеет место специализация аудиторских фирм, среди которых есть и компании, для которых оказание услуг при арбитражном управлении - важное направление деятельности. Для таких аудиторских организаций актуальной проблемой является разработка специальных внутрифирменных стандартов, посвященных методике планирования и проведения проверки в случае прохождения клиентом одной из процедур банкротства. При этом аудиторским организациям рекомендуется применять федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности в полном объеме. Вместе с тем, для несостоятельных экономических субъектов характерен ряд специфических особенностей, которые оказывают влияние на организацию оказания аудиторских услуг таким субъектам. К ним можно отнести следующее:

  • разделение полномочий между руководством экономического субъекта, назначенным собственником (акционерами, участниками) и арбитражным управляющим, назначенным арбитражным судом, в зависимости от проходящей процедуры банкротства;
  • введение моратория на удовлетворение требований кредиторов;
  • установление очередности погашения требований кредиторов;
  • использование единственного расчетного счета для осуществления безналичных расчетов;
  • ограничения по осуществлению сделок руководством и взаимный контроль арбитражного управляющего и собрания кредиторов;
  • применение альтернативных методов оценки имущества.

При принятии решения о согласии на проведение аудиторской проверки в организации, проходящей процедуру банкротства, аудиторской фирме следует учесть особенности и риски, возникающие в связи с кризисным финансовым состоянием хозяйствующего субъекта, такие как:

  • низкая платежеспособность клиента и повышенный риск неоплаты оказанных услуг;
  • частичное или полное приостановление хозяйственной деятельности предприятия;
  • более высокая вероятность наличия хищений, злоупотреблений, фальсификации данных бухгалтерского учета и отчетности;
  • необходимость привлечения экспертов в части вопросов оценки имущества и проверки обоснованности цен сделок;
  • высокая вероятность привлечения аудиторов для прояснения финансовых вопросов в судебных делах с участием хозяйствующего субъекта;
  • влияние сотрудничества с организацией-банкротом на деловую репутацию и имидж аудиторской фирмы.

Наличие столь существенных особенностей в условиях проведения проверки ставит перед аудиторами задачу разработки специальной методики аудита при применении процедур банкротства в отношении аудируемого лица. Это является особенно актуальным и практически значимым в настоящее время в связи с наработанной практикой банкротств и необходимостью дальнейшего совершенствования этих процессов в учетном и аудиторском направлениях.



Просмотров