Последствия отказа от иска кас. Отказ от административного искового заявления образец. Отказ от административного иска — образец

1. Граждане Российской Федерации и постоянно проживающие в Российской Федерации лица без гражданства, совершившие вне пределов Российской Федерации преступление против интересов, охраняемых настоящим Кодексом, подлежат уголовной ответственности в соответствии с настоящим Кодексом, если в отношении этих лиц по данному преступлению не имеется решения суда иностранного государства.

2. Военнослужащие воинских частей Российской Федерации, дислоцирующихся за пределами Российской Федерации, за преступления, совершенные на территории иностранного государства, несут уголовную ответственность по настоящему Кодексу, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации.

3. Иностранные граждане и лица без гражданства, не проживающие постоянно в Российской Федерации, совершившие преступление вне пределов Российской Федерации, подлежат уголовной ответственности по настоящему Кодексу в случаях, если преступление направлено против интересов Российской Федерации либо гражданина Российской Федерации или постоянно проживающего в Российской Федерации лица без гражданства, а также в случаях, предусмотренных международным договором Российской Федерации, если иностранные граждане и лица без гражданства, не проживающие постоянно в Российской Федерации, не были осуждены в иностранном государстве и привлекаются к уголовной ответственности на территории Российской Федерации.

Комментарий к статье 12 Уголовного Кодекса РФ

1. Принцип гражданства (ч. 1 ст. 12 УК) состоит в том, что граждане РФ и постоянно проживающие в РФ лица без гражданства, совершившие вне пределов РФ преступление против интересов, охраняемых УК, подлежат уголовной ответственности в соответствии с УК, если в отношении этих лиц за данное преступление не имеется решения суда иностранного государства.

2. Для привлечения лица к уголовной ответственности по УК необходимо, чтобы совершенное общественно опасное деяние признавалось преступлением по УК России независимо от того, является ли оно преступлением по уголовному закону государства, на территории которого оно было совершено. До внесения в ч. 1 ст. 12 УК изменений Федеральным законом 2006 г. "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О ратификации Конвенции Совета Европы о предупреждении терроризма" и Федерального закона "О противодействии терроризму" принцип гражданства основывался на двойной преступности. Однако предусматривавшиеся в ч. 1 ст. 12 УК правила о двойной криминальности и невозможности двойного осуждения фактически исключали уголовную ответственность некоторых лиц (например, должностного лица РФ за получение взятки в Польше).

В настоящее время рассматриваемые лица за совершенные на территории иностранного государства преступления подлежат уголовной ответственности в соответствии с УК РФ. Единственным ограничением для реализации такой уголовной ответственности является вынесенный в иностранном государстве судебный акт, в том числе оправдательный приговор лицу в отношении инкриминируемого деяния.

3. Лицом без гражданства, постоянно проживающим в РФ, является лицо, получившее вид на жительство (ст. 2 Федерального закона от 21 июня 2002 г. "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации"), который выдается на пять лет. По окончании срока действия вида на жительство данный срок по заявлению лица без гражданства может быть продлен на пять лет. Количество продлений срока действия вида на жительство не ограничено (ст. 8 названного Закона).

4. Принцип специальной миссии состоит в том, что военнослужащие воинских частей РФ, дислоцирующихся за пределами РФ, за преступления, совершенные на территории иностранного государства, несут уголовную ответственность по УК РФ, если иное не предусмотрено международным договором РФ (ч. 2 ст. 12).

Действие этого принципа осуществляется при вводе войск на территорию иностранного государства по согласованию с этим государством. Согласно договоренностям государств по делам о преступлениях, совершенных указанными лицами, а также членами их семей, применяется уголовное законодательство страны пребывания, т.е. используется территориальный принцип.

Из данного правила имеется исключение. Военнослужащие несут ответственность по УК РФ за совершенные в стране пребывания преступления, направленные только против интересов РФ либо ее граждан, а также за совершенные преступления против военной службы.

5. Реальный принцип действия закона состоит в том, что иностранцы и лица без гражданства, не проживающие постоянно в РФ, совершившие преступление вне пределов РФ, подлежат уголовной ответственности по УК РФ в случаях, если преступление направлено против интересов РФ, если они не были осуждены в иностранном государстве и привлекаются к уголовной ответственности на территории РФ (ч. 3 ст. 12).

Реальный принцип восполняет пробел территориального принципа и принципа гражданства, поскольку предусматривает преступность и наказуемость совершенных вне пределов РФ деяний иностранцев и лиц без гражданства, постоянно не проживающих на территории РФ. Под преступлениями, направленными против интересов РФ, понимаются любые преступления, совершенные против российских граждан, организаций и РФ (БВС РФ. 1998. N 9. С. 4 - 5).

6. Лицом без гражданства, не проживающим постоянно в РФ, является лицо, временно проживающее в РФ, т.е. получившее разрешение на временное проживание (ст. 2 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации"). Срок действия разрешения на временное проживание составляет три года (ст. 6 указанного Закона).

7. Универсальный принцип состоит в том, что иностранные граждане и лица без гражданства, не проживающие постоянно в РФ, совершившие преступление вне пределов РФ, подлежат уголовной ответственности по УК РФ в случаях, предусмотренных международным договором РФ, если они не были осуждены в иностранном государстве и привлекаются к уголовной ответственности на территории РФ (ч. 3 ст. 12). Универсальный принцип пользуется абсолютным приоритетом перед другими принципами действия закона в пространстве.

В соответствии с универсальным принципом определяются преступность и наказуемость наиболее опасных международных преступлений и преступлений международного характера по национальному законодательству государства места привлечения лица к уголовной ответственности независимо от его государственной принадлежности и территории, где было совершено преступление, если иное не предусмотрено международно-правовыми нормами.

8. Универсальный принцип действует, когда лицо не осуждалось в иностранном государстве. Такое условие является реализацией принципа невозможности двойного осуждения лица за одно и то же преступление.

1. Заявление административного истца, его представителя об отказе от административного иска, о признании административного иска административным ответчиком, его представителем и условия соглашения о примирении сторон заносятся в протокол судебного заседания и подписываются административным истцом, административным ответчиком или обеими сторонами, их представителями. Изложенные в письменной форме заявление об отказе от административного иска или о признании административного иска и условия соглашения о примирении сторон приобщаются к административному делу, о чем указывается в протоколе судебного заседания.

2. Если по данной категории административных дел не допускаются принятие отказа от административного иска, признание административного иска и утверждение соглашения о примирении сторон, суд поясняет это административному истцу и (или) административному ответчику, их представителям. При допустимости совершения указанных распорядительных действий по данной категории административных дел суд разъясняет последствия отказа от административного иска, признания административного иска или утверждения соглашения о примирении сторон.

3. В случае принятия судом отказа от административного иска или утверждения судом соглашения о примирении сторон суд выносит определение, которым одновременно прекращается производство по административному делу полностью или в соответствующей части. В определении суда должны быть указаны условия утверждаемого соглашения о примирении сторон.

4. В случае непринятия или невозможности принятия судом отказа от административного иска, признания административного иска или неутверждения соглашения о примирении сторон суд выносит об этом определение и продолжает рассмотрение административного дела по существу.

Положения статьи 157 КАС РФ используются в следующих статьях:
  • Отказ административного истца от иска, признание иска административным ответчиком, соглашение о примирении сторон в суде апелляционной инстанции
    2. Порядок и последствия рассмотрения заявления об отказе административного истца от иска или заявления сторон о заключении соглашения о примирении определяются по правилам, установленным статьей 157 КАС РФ. При принятии заявления об отказе административного истца от иска или при утверждении соглашения сторон суд апелляционной инстанции отменяет принятое решение суда и прекращает производство по административному делу. В случае признания административным ответчиком иска и принятия его судом апелляционной инстанции принимается решение об удовлетворении заявленных административным истцом требований.
  • Порядок разрешения судом иных вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства
    1. При отказе взыскателя от взыскания или при заключении между взыскателем и должником соглашения о примирении соответствующее заявление рассматривается судом, выдавшим исполнительный лист, в судебном заседании по правилам статьи 157 КАС РФ в десятидневный срок со дня поступления заявления с извещением лиц, участвующих в деле.

Если вы подали исковое заявление, это еще не означает, что по данному делу будет вынесено судебное решение. Закон предусматривает различные варианты развития событий - отказ от административного иска, признание иска ответчиком, либо заключение мирового соглашения, о которых мы и расскажем в этой статье.

Мирное решение вопросов

После отправки претензии в суд в позициях обеих сторон многое может измениться, в результате чего может последовать:

  • отказ от иска - гражданин передумал судиться;
  • признание иска ответчиком - чиновник согласился с требованиями;
  • заключение соглашения о примирении - стороны разобрались в ситуации самостоятельно.

Подобные решения заносятся в протокол судебного заседания. Письменные заявления приобщаются к материалам дела. Судья разъясняет сторонам, что в дальнейшем они не смогут изменить свое мнение и повторно обратиться суд. Далее он выносит определение, и прекращает производство по административному делу.

Когда от иска стоит отказаться

В некоторых случаях отказ от разбирательства позволяет сберечь не только время и нервы, но и деньги на услуги юриста. Например, гражданин подал административное исковое заявление о признании незаконным отказа в . А потом участок все-таки выделили, или истец передумал заниматься строительством. В таких случаях прекратить тяжбу будет оптимальным решением для всех сторон.

Отказ в принятии административного искового заявления

Но иногда суд отказывает в принятии иска. Это может произойти, когда заявленные требования не подлежат рассмотрению в порядке административного судопроизводства или имеются иные основания для отказа, установленные законом. Например, гражданин подал заявление в защиту прав другого человека, а по закону он не может защищать чужие права. Если гражданин не согласен с отказом суда – подает частную жалобу.

Отзыв на исковое заявление

Если ответчик не готов к перемирию, он направляет отзыв на и указывает, в чем и почему не согласен с позицией истца. Заявитель получает копию. Рекомендуем внимательно ознакомиться с отзывом, чтобы узнать доводы ответчика и подготовить на них свои аргументы.

Мирный путь всегда разумнее

Иногда ситуация может измениться таким образом, что разумнее закончить разбирательство мирным путем: чиновники согласились с требованиями, дело утратило актуальность. В таких случаях суд прекращает производство. Если ответчик, получив претензию, не согласен с требованиями, а вы продолжаете считать его действия незаконными – дело продолжается. И тогда последнюю точку в этом споре может поставить только суд.

Комментарий:

Предмет регулирования и цели статьи

1. Статья регулирует процедуру отказа истца от административного иска и признание ответчиком административного иска в подготовительном производстве, а также определяет поведение суда в случае совершения сторонами этих действий. Вместе указанные действия можно совершить не только во время подготовительного производства, но и в любое время до окончания рассмотрения дела.

2. Отказ от административного иска и его признание в подготовительном производстве является способом урегулирования спора, не доводя его до судебного разбирательства, в частности, когда истец убеждается в судебной бесперспективности своих требований, а ответчик - свои возражения против иска. Возможность сторон прекратить спор из-за отказа или признание административного иска вытекает из принципа диспозитивности.

Отказ от административного иска во время подготовительного производства и его последствия

3. Отказ от административного иска означает, что истец не поддерживает своих требований к ответчику и желает снять их с рассмотрения суда, что, как правило, влечет за собой прекращение производства по административному делу. Истец может отказаться от своих требований полностью или частично.

4. Мотивы отказа от иска могут быть разными. Например, истец может потерять интерес к делу или предусмотреть, что суд не удовлетворит административного иска, либо ответчик добровольно удовлетворил требования истца и т. п.. Вместе истец не обязан мотивировать свой отказ от иска. Однако суд вправе поинтересоваться такими мотивами, чтобы проверить, отказ от иска не совершено под принуждением, угрозами ответчика, или чтобы выяснить действительную волю истца - возможно, он, отказываясь от иска, на самом деле просто хочет отозвать исковое заявление.

5. От имени истца отказаться от административного иска может его представитель, но если этот представитель действует на основании договора, то такое право он имеет только при условии, что оно специально оговорено в выданной ему доверенности (см. часть вторую статьи 59 КАСУ).

6. Отказ от административного иска во время подготовительного производства обязательно должна быть изложена в форме письменного заявления, адресованной суду и приобщается к делу. Такое заявление может быть подано в суд в предварительном судебном заседании или в любое другое время с момента открытия производства по делу до вынесения судом постановления об окончании подготовительного производства и назначении административного дела к судебному разбирательству. Письменная форма заявления на стадии подготовительного производства предусмотрена с той целью, чтобы это действие от имени истца имела процессуальное оформление, поскольку закон не требует фиксации этой стадии техническими средствами или протоколом судебного заседания.

7. Если заявление об отказе от иска подано во время предварительного судебного заседания, то до принятия решения по заявлению суд должен объяснить последствия удовлетворения этого заявления, разъяснить возможность отозвать исковое заявление и различия в последствиях, а также убедиться, истец продолжает настаивать на удовлетворении заявления. Если заявление об отказе от иска поступило в суд не в предварительном судебном заседании, но на стадии подготовительного производства, то закон не устанавливает препятствий для того, чтобы суд рассмотрел ее без вызова или сообщения сторон при условии, что рассмотрение этого вопроса в отсутствие сторон дает возможность соблюсти требования части четвертой комментируемой статьи.

При принятии решения суд по заявлению об отказе от иска суд должен убедиться в том, что такой отказ не противоречит закону и не нарушает чьих-либо прав, свобод или интересов (часть четвертая комментируемой статьи, часть четвертая статьи 51 КАСУ). В частности, отказ от иска противоречит закону, если заявление об этом подал представитель истца, который не имеет полномочий на совершение этого действия. Если заявление об отказе от иска подал законный представитель, например, несовершеннолетнего, суд должен убедиться, что закрытием производства по делу не будет нарушено его прав, свобод или интересов.

Если заявление об отказе от иска подано органом или лицом, которому законом предоставлено право защищать права, свободы и интересы других лиц, то перед принятием решения по заявлению суд должен выяснить, лицо, в интересах которого подан административный иск, не требует рассмотрения дела и решения требований административного иска (см. часть вторую статьи 61 КАСУ).

8. Часть вторая комментируемой статьи предусматривает последствия принятия судом отказа истца от административного иска. В случае принятия отказа от административного иска суд выносит определение, которым прекращает производство по делу. В этом постановлении целесообразно сразу решить вопрос о распределении судебных расходов между сторонами в соответствии со статьей 95 КАСУ. Если такой отказ является частичной, суд выносит определение, которым прекращает производство по делу по части исковых требований. Повторное обращение такого истца в суд с тождественными исковыми требованиями к тому же ответчику и по тем же основаниям в соответствии с частью третьей статьи 157 КАСУ не допускается.

9. Определение суда о прекращении производства по административному делу в связи с отказом истца от административного иска может быть обжаловано в общем порядке (часть третья статьи 157 КАСУ). Определение же суда о непринятии отказа истца от административного иска и продолжения рассмотрения дела не может быть обжаловано отдельно от постановления по делу.

Отличие от отзыве искового заявления

10. Отказ от административного иска необходимо отличать от отзыва истцом искового заявления. Согласно пункту 5 части первой статьи 155 КАСУ истец вправе заявить ходатайство об отзыве искового заявления. В этом случае суд выносит определение об оставлении искового заявления без рассмотрения, что не препятствует истцу обратиться в будущем с тождественным административным иском в общем порядке. Это отличает отзыве искового заявления от отказа от административного иска и прекращении производства по делу, что является препятствием для повторного обращения с тем же иском.

11. Иногда отзыве искового заявления может быть для истца выгодным, чем отказ от административного иска. Например, ответчик после получения искового заявления пообещал добровольно выполнить требования истца, если он заберет свой иск из административного суда. В этом случае истцу лучше отозвать исковое заявление, а не отказываться от иска, поскольку ответчик не выполнит обещания, то истец сможет вновь обратиться с тем же административным иском. Важно только не пропустить срока обращения в административный суд, определенного согласно статье 99 КАСУ.

Признание административного иска во время подготовительного производства и его последствия

12. Признание административного иска означает, что ответчик согласен с требованиями истца, их законностью и обоснованностью и желает избежать в связи с этим судебного разбирательства дела по существу, что, как правило, влечет за собой принятие постановления по административному делу. Ответчик может признать административный иск полностью или частично.

13. От имени ответчика признать административный иск может его представитель, но если этот представитель действует на основании договора, то такое право он имеет только при условии, что оно специально оговорено в выданной ему доверенности (см. часть вторую статьи 59 КАСУ).

14. Признание административного иска во время подготовительного производства должно обязательно быть изложены в форме письменного заявления, адресованной суду и приобщается к делу. Такое заявление может быть подано в суд в предварительном судебном заседании или в любое другое время с момента открытия производства по делу до вынесения судом постановления об окончании подготовительного производства и назначении административного дела к судебному разбирательству. Письменная форма заявления на стадии подготовительного производства предусмотрена с той целью, чтобы это действие от имени ответчика имела процессуальное оформление, поскольку закон не требует фиксации этой стадии техническими средствами или протоколом судебного заседания.

15. Если заявление о признании административного иска подано во время предварительного судебного заседания, то до принятия решения по заявлению суд должен объяснить последствия удовлетворения этого заявления, а также убедиться, ответчик и дальше настаивает на удовлетворении заявления. Если заявление о признании административного иска поступило в суд не в предварительном судебном заседании, но на стадии подготовительного производства, то закон не устанавливает препятствий для того, чтобы суд рассмотрел ее без вызова или сообщения сторон при условии, что рассмотрение этого вопроса в отсутствие сторон дает возможность соблюсти требования части четвертой комментируемой статьи.

При принятии решения по заявлению о признании административного иска суд должен убедиться в том, что такое признание не противоречит закону и не нарушает чьих-либо прав, свобод или интересов (часть четвертая комментируемой статьи, часть четвертая статьи 51 КАСУ). В частности, признание административного иска противоречит закону, если заявление об этом подал представитель истца, который не имеет полномочий на совершение этого действия, или если удовлетворении административного иска по этому делу нарушать требования права.

Если удовольствием административного иска в связи с признанием иска суд может затронуть права, свободы или интересы третьего лица, то суд должен получить согласие на то, чтобы принять признание административного иска, от такого лица, иначе она будет лишена права отстаивать свою позицию в суде.

16. Часть третья комментируемой статьи предусматривает последствия принятия судом признания ответчиком административного иска. При полном признании ответчиком административного иска и принятии его судом суд принимает постановление об удовлетворении административного иска с указанием способа судебной защиты согласно части второй статьи 162 КАСУ. Если такое признание является частичным, суд принимает частичное решение по делу о признанной ответчиком части исковых требований (статья 164 КАСУ). Постановление суда может быть обжаловано в общем порядке.

Определение суда о непринятии признания ответчиком административного иска и продолжения рассмотрения дела не может быть обжаловано отдельно от постановления по делу.

17. Состав суда для принятия постановления об удовлетворении иска в связи с его признанием ответчиком определяется статьями 23 и 24 КАСУ, поскольку своим постановлением суд решает дело по существу.

18. Постановление суда, принятое в подготовительном производстве в связи с признанием административного иска может быть обжаловано в общем порядке.



Просмотров