Фалес милетский - биография, информация, личная жизнь

Основные идеи философии Фалеса.

1. Фалес - представитель материализма . Аристотель сообщает: Фалес основой, первоначалом всœего сущего считал воду , то есть некое влажное первовещество. Вода является первоначалом по Фалесу потому, что: а) растения без воды высыхают, животные и человек гибнут, то есть вода поддерживает жизнь. б) всœе начинается с воды и в нее возвращается. Фалес считал, что вода (материальное начало мира) бесконечна и вечна.

2. Вселœенная в целом и каждый ее предмет имеет душу.

Примеры и доказательство всœеобщей одушевленности Фалес видел в свойствах магнита и янтаря: так как они способны приводить тела в движение, то, следовательно, имеют душу. Эта его идея получила свое развитие в работах многих философов. Для ее обозначения в философии используются термин ʼʼгилозоизмʼʼ.

Гилозоизм учение о всœеобщей одушевленности природы, учение утверждающее, что материи присущи сознание, всœечувствительность.

Основные идеи философии Анаксимандра (610-546 до н. э.) - ученик Фалеса.

Первоосновой (архе) мира с его точки зрения является апейрон - это вечное, бесконечное и находящееся в непрерывном движении единое материальное первоначало. Апейрон - ϶ᴛᴏ некое вещество, не имеющее определœенных качеств и являющееся источником всœех конкретных вещей и явлений. Это - вещество с нейтральными качествами. Вещи, предметы возникают из-за постоянного движения апейрона, в процессе чего из него выделяются различные противоположности: холодное и теплое, сухое и влажное."Апейрон есть божество: ведь он бессмертен и непреходящ" , - считал Анаксимандр.
Размещено на реф.рф
Благодаря вечному движению апейрона и образованию противоположностей во Вселœенной происходит бесконечный круговорот миров.

Основные идеи философии Анаксимена (585-525 до н. э.) - ученик Анаксимандра. Он считал, что первоосновой (архе) мира является ʼʼвоздух ʼʼ. Все происходит из воздуха и обратно в эту первоматерию возвращается. Воздух вечен, бесконечен. По своей природе ʼʼвоздухʼʼ – род пара или темного облака. Сгущаясь, воздух образует сначала облака, затем воду и, наконец, землю и камни, разрежаясь, превращается в огонь.

В начале 5-го века до н.э. Милет захватывают персы и город, лишается своей политической самостоятельности. Развитие философии здесь замирает. При этом философские идеи милетцев были продолжены в других городах Греции.

Основные идеи философии Фалеса. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Основные идеи философии Фалеса." 2017, 2018.

ФАЛЕС МИЛЕТСКИЙ

Отгадайте ребус:


Ответ: Фалес
Биография Фалеса Милетского
Фалес (640 /624 - 548 /545 до н. э. ) - древнегреческий философ и математик из Милета (Малая Азия ). Представитель ионической натурфилософии и основатель милетской (ионийской) школы , с которой начинается история европейской науки. Именем Фалеса названа геометрическая теорема .

Имя Фалеса уже в V в. до н. э. стало нарицательным для мудреца. «Отцом философии» Фалеса называют уже в его время.

Достоверно известно только то, что Фалес был знатного рода, и получил на родине хорошее образование. Собственно милетское происхождение Фалеса ставится под сомнение; сообщают, что его род имел финикийские корни, и что в Милете он был пришельцем (на это указывает напр. Геродот ).

Сообщается, что Фалес был торговцем и много путешествовал. Некоторое время жил в Египте, в Фивах и Мемфисе , где учился у жрецов, изучал причины наводнений, продемонстрировал способ измерения высоты пирамид. Считается, что именно он «привез» геометрию из Египта и познакомил с ней греков. Его деятельность привлекла последователей и учеников, которые образовали милетскую (ионийскую) школу , и из которых сегодня наиболее известны Анаксимандр и Анаксимен .

Предание рисует Фалеса не только собственно философом и учёным, но также «тонким дипломатом и мудрым политиком»; Фалес пытался сплотить города Ионии в оборонительный союз против Персии . Сообщается, что Фалес был близким другом милетского тирана Фрасибула; был связан с храмом Аполлона Дидимского, покровителя морской колонизации.

Некоторые источники утверждают, что Фалес жил в одиночестве и сторонился государственных дел; другие - что был женат, имел сына Кибиста; третьи - что оставаясь холостяком, усыновил сына сестры.

Относительно времени жизни Фалеса существует несколько версий. Наиболее последовательно традиция утверждает, что он родился в период с 39-й по 35-ю олимпиаду , а умер в 58-ю в возрасте 78 или 76 лет, то есть прибл. с 624 по 548 до н. э. . Некоторые источники сообщают, что Фалес был известен уже в 7-ю олимпиаду (752 -749 до н. э. ); но в целом время жизни Фалеса сводится на период с 640 -624 по 548 -545 до н. э. , т.о. умереть Фалес мог в возрасте от 76 до 95 лет. Сообщается, что умер Фалес, наблюдая за гимнастическими состязаниями, от жары и, скорее всего, давки. Считается, что есть одна точная дата, связанная с его жизнью, - 585 до н. э. , когда в Милете было солнечное затмение, которое он предсказал (по современным вычислениям, затмение произошло 28 мая 585 до н. э., во время войны между Лидией и Мидией ).

Сведения о конкретных событиях жизни Фалеса скудны и противоречивы, имеют анекдотичный характер.

Как сообщают, будучи военным инженером на службе у царя Лидии Креза (или во время одного из путешествий), Фалес, чтобы облегчить переправу войска, пустил реку Галис по новому руслу. Неподалеку от г. Мител он спроектировал плотину и водоотводный канал и сам руководил их постройкой. Это сооружение значительно понизило уровень воды в Галисе и сделало возможной переправу войск.

В Милете, в одной из гаваней, Фалес установил дальномер - прибор, который позволял определять расстояние от берега до корабля, находящегося далеко в море. Свои деловые качества Фалес доказал захватив монополию на торговлю оливковым маслом; однако в активности Фалеса этот факт имеет эпизодический и, скорее всего, «дидактический» характер.

Упомянутое выше предсказание солнечного затмения 585 до н. э. - по-видимому единственный бесспорный факт из научной деятельности Фалеса Милетского; во всяком случае сообщается, что как раз после этого события Фалес стал известен и знаменит.

О политической активности Фалеса известно ещё меньше, чем об общественной и научной. Сообщают, что Фалес был сторонником некоего объединения ионийских полисов (наподобие конфедерации, с центром на о. Хиос), как противодействия угрозе со стороны Лидии, а позже и Персии. Причем Фалес, в оценке внешних опасностей, видимо считал угрозу со стороны Персии большим злом, чем от Лидии; упомянутый эпизод со строительством плотины имел место во время войны Креза (царя Лидии) с персами. В то же время Фалес выступил против заключения союза милетян с Крезом, чем спас город после победы Кира (царя Персии).

Фалес был купцом. Он хорошо зарабатывал, умело торгуя оливковым маслом. Много путешествовал: посетил Египет, Среднюю Азию, Халдею. Всюду изучал опыт, накопленный жрецами, ремесленниками и мореходами; познакомился с египетской и вавилонской школами математики и астрономии.

Возвратившись на родину, Фалес отошёл от торговли и посвятил свою жизнь занятиям наукой, окружив себя учениками,- так образовалась милетская ионийская школа, из которой вышли многие знаменитые греческие учёные. Это Анаксимандр, впервые высказавший о бесконечности вселенной, составивший первую географическую карту с применением прямоугольной трапеции; это Анаксимен, выдвинувший гипотезу, объясняющую затмения Солнца и Луны.

Научная деятельность Фалеса была тесно связана с практикой. Во время одного из путешествий он служил у лидийского царя Креза специалистом по военной технике. Морякам он советовал ориентироваться, как это делали финикияне, по Малой Медведице, заметив, что Полярная звезда находится под одним и тем же углом над горизонтом.

Руководя сооружением храмов, он доказал, что угол, вписанный в полуокружность, всегда будет прямым и что иначе быть не может.

Древнегреческий историк Геродот (V век до н. э.) рассказывал, что во время битвы на Галисе «день превратился в ночь» и что Фалес предсказал лидийцам солнечное затмение именно в том год. (Вспомните, как историки установили время битвы русского князя Игоря с половцами.) Это событие помогло историкам установить довольно точно время жизни Фалеса. Как теперь известно, затмение произошло в 585 году до н. э. Значит, Фалес родился около середины VI века до нашего летосчисления.

Ему же приписывают такие астрономические открытия, как объяснение причины солнечных затмений, установление времени солнцестояний и равноденствий, определение длины года в 365 дней и ряд других.

Фалес первым отказался считать небесные светила божественным созданием и утверждал, что они естественные тела природы, что всё в мире состоит из первичного вещества, которым он считал воду. «Вода- изначальный элемент, её осадок- земля, её пары- воздух и огонь»,- считал Фалес. Таким образом, он явился родоначальником греческой стихийной материалистической философии.

Фалес известен и как геометр. Условно ему приписывают открытие и доказательство ряда теорем: о делении круга диаметром пополам, о равенстве углов при основании равнобедренного треугольника, о равенстве вертикальных углов, один из признаков равенства прямоугольников и другие.


Заслуги
Астрономия

  • Считается, что Фалес первым (из известных на сегодня древних ученых) изучил движение Солнца по небесной сфере. Открыл наклон эклиптики к экватору, установив, что «зодиак наискось накладывается на три средних круга, касаясь всех трех». Научился вычислять время солнцестояний и равноденствий (главных четырёх из восемнадцати астрономически и календарно значимых событий), установил неравность промежутков между ними.

  • Фалес первым определил угловой размер Луны и Солнца; он нашёл, что размер Солнца составляет 1/720 часть от его кругового пути, а размер Луны - такую же часть от лунного пути.

  • Фалес первым стал утверждать, что Луна светит отражённым светом; что затмения Солнца происходят тогда, когда между ним и Землей проходит Луна; а затмения Луны происходят тогда, когда Луна попадает в тень от Земли.

  • Фалес ввел календарь, по египетскому образцу (в котором год состоял из 365 дней, делился на 12 месяцев по 30 дней, и пять дней оставались выпадающими).

  • Считается, что Фалес «открыл» для греков созвездие Малой Медведицы как путеводный инструмент; морякам он советовал ориентироваться, как это делали финикияне, по Малой Медведице, заметив, что Полярная звезда всегда находится под одним и тем же углом над горизонтом.

  • Считается, что Фалес первый разбил небесную сферу на пять зон: арктический всегда видимый пояс, летний тропик, небесный экватор, зимний тропик, антарктический невидимый пояс. (То же самое, однако, утверждается и об Энопиде, и о Пифагоре; по свидетельству Ямвлиха «Фалес склонил Пифагора плыть в Египет и войти в контакт с жрецами, особенно с жрецами Мемфиса и Диосполя, так как, мол, он и сам набрался у них того, что создает ему репутацию мудреца»).

  • Считается, что Фалес «изобрел глобус». Можно утверждать, что Фалес (начав с геометрического изучения углов) создал «математический метод» в изучении движения небесных тел.

Геометрия
Считается, что Фалес первым доказал несколько геометрических теорем, а именно:


  • вертикальные углы равны;

  • треугольники с равной одной стороной и равными углами, прилегающими к ней, равны;

  • углы при основании равнобедренного треугольника равны;

  • диаметр делит круг пополам;

  • угол, вписанный в полуокружность, всегда будет прямым.
Фалес первый вписал прямоугольный треугольник в круг. Нашёл способ определять расстояние от берега до видимого корабля, для чего использовал свойство подобия треугольников. В Египте «поразил» жрецов и фараона Амасиса тем, что сумел точно установить высоту пирамиды Хеопса. Он дождался момента, когда длина тени палки становится равной её высоте, и тогда измерил длину тени пирамиды.
Космогония
Фалес полагал, что все (рождается) из воды; все возникает из воды и в неё превращается. Начало элементов, сущих вещей - вода; начало и конец Вселенной - вода. Все образуется из воды путем её затвердевания замерзания, а также испарения; при сгущении вода становится землей, при испарении становится воздухом. Причина образования/движения - дух, «гнездящийся» в воде.

Важные замечания, встречающиеся у разных комментаторов:

1) Фалес выделяет воду из четырёх основных стихий как «главную»;

2) Фалес считает слияние смешением элементов, приводящим к качественному изменению, «для соединения, затвердения и образования внутримирных (тел)»;

3) если даже Фалес и говорит, что все состоит из воды, он тем не менее подразумевает взаимопревращение элементов;

4) одно (единственное) движущее начало Фалес считает «конечным».

По замечанию Гераклита-Аллегориста: «Влажное вещество, с легкостью преображаясь (собств. „перелепливаясь“) во всевозможные (тела), принимает пестрое многообразие форм. Испаряющаяся часть его обращается в воздух, а тончайший воздух возгорается в виде эфира. Выпадая в осадок и превращаясь в ил, вода обращается в землю. Поэтому из четверицы элементов Фалес объявил воду наипричиннейшим элементом».

По замечанию Плутарха: «Египтяне говорят, что Солнце и Луна объезжают (небо) не на колесницах, а на кораблях, намекая на их рождение из влаги и питание влагой. Думают, что и Гомер полагает воду началом и „родителем“ всех вещей, подобно Фалесу научившись у египтян».


Космология
Фалес полагал, что Космос - один (един). Вода и все, что из неё произошло, не являются мертвыми, но одушевлены; Космос одушевлен и полон божественных сил. Душа, как активная сила и носитель разумности, причастна божественному (строю вещей). Природа, как живая, так и неживая, обладает движущим началом.

Важное замечание, встречающееся у разных комментаторов: Фалес (вслед за Гомером), представляет душу в виде тонкого (эфирного) вещества. По замечанию Плутарха: «После него Анахарсис заметил: «Прекрасно полагает Фалес, что во всех важнейших и величайших частях космоса имеется душа, а потому и не стоит удивляться тому, что промыслом бога совершаются прекраснейшие дела».


Физика
Фалесу приписываются следующие положения:

  1. Земля плавает в воде (как кусок дерева, корабль или какое-нибудь другое (тело), которому по природе свойственно держаться на плаву в воде); землетрясения, вихри и движения звезд происходят оттого, что все качается на волнах по причине подвижности воды;

  2. Земля плавает в воде, а Солнце и другие небесные тела питаются испарениями этой воды;

  3. Звезды состоят из земли, но при этом раскалены; Солнце - землистого состава (состоит из земли); Луна - землистого состава (состоит из земли).

  4. Земля находится в центре Вселенной; при уничтожении Земли рухнет весь мир.

  5. Жизнь предполагает питание и дыхание, в каких функциях выступают вода и «божественное начало», душа.
То есть Фалес утверждает, что Земля как суша, как собственно тело, физически держится на некоей «опоре», которая имеет свойства воды (неабстрактные, то есть конкретно текучесть, неустойчивость и т. п.).

Положение является почти буквальным указанием на физическую природу звезд, Солнца и Луны - они состоят из (такой же) материи (как Земля), (не из собственно такого же материала, как это денотативно понимает Аристотель); при этом температура весьма высока.

Положением Фалес утверждает, что Земля является центром, вокруг которого происходит обращение небесных явлений и т.о. именно Фалес является основоположником геоцентрической системы мира.
Теорема Фалеса
Докажем теорему Фалеса : если на одной из двух прямых отложить последовательно несколько равных отрезков и через их концы провести параллельные прямые, пересекающие вторую прямую, то они отсекут на второй прямой равные между собой отрезки.

Решение:

Пусть на прямой l 1 отложены равные отрезки А 1 А 2 , А 2 А 3 , А 3 А 4 , … и через их концы проведены параллельные прямые, которые пересекают прямую l 2 в точках В 1 , В 2 , В 3 , В 4 , …(рис. 1). Требуется доказать, что отрезки В 1 В 2 , В 2 В 3 , В 3 В 4 , … равны друг другу. Докажем, например, что В 1 В 2 = В 2 В 3 .

Рассмотрим сначала случай, когда прямые l 1 и l 2 параллельны (рис. 1, а). Тогда А 1 А 2 =В 1 В 2 и А 2 А 3 = В 2 В 3 как противоположные стороны параллелограммов А 1 В 1 В 2 А 2 и А 2 В 2 В 3 А 3 . Так как А 1 А 2 =А 2 А 3 , то и В 1 В 2 =В 2 В 3 . Если прямые l 1 и l 2 не параллельны, то через точку В 1 проведем прямую l, параллельную прямой l 1 (рис. 1, б). Она пересечет прямые А 2 В 2 и А 3 В 3 в некоторых точках C и D. Так как А 1 А 2 = А 2 А 3 , то по доказанному В 1 С=CD. Отсюда получаем В 1 В 2 =В 2 В 3 . Аналогично можно доказать, что В 2 В 3 =В 3 В 4 и т. д.

б)
Замечание . В условии теоремы Фалеса вместо сторон угла можно взять любые две прямые, при этом заключение теоремы будет то же: параллельные прямые, пересекающие две данные прямые и отсекающие на одной прямой равные отрезки, отсекают равные отрезки и на другой прямой.

Иногда теорема Фалеса будет применяться и в такой форме.


Теорема Фалеса с помощью листов бумаги

  1. Возьмите полоску бумаги, у которой две стороны параллельны.

  1. Наметьте произвольный отрезок АВ и через точки А и В проведите прямые, перпендикулярные краю полоски.

  1. Согните по намеченным линиям.
Повторите несколько раз сгибы

и раскройте.




Получили

АВ=ВС=СD=DN (совпали при наложении)

АА 1 ║ВВ 1 ║СС 1 ║DD 1 ║NN 1 по построению

A 1 B 1 =B 1 C 1 =C 1 D 1 =D 1 N 1 (совпали при наложении).


  1. Возьми полоску бумаги, у которой две стороны не параллельны.



раскройте полностью полоски.


  1. Получили: АВ=BC=CD=BN (совпали при наложении). Сравните отрезки А 1 В 1 , В 1 С 1 ,C 1 D 1 , D 1 N 1


  1. B 1 C 1 =A 1 B 1 .Аналогично сравните B 1 C 1 , C 1 D, 1 D 1 N 1 ,C 1 D 1 , D 1 N 1 .

Вывод: Если на одной из двух прямых отложить последовательно несколько равных отрезков и через их концы провести параллельные прямые, пересекающие вторую прямую, то они отсекут на второй прямой равные между собой отрезки.
Средняя линия треугольника
Средней линией треугольника называется отрезок, соединяющий середины двух его сторон.

Теорема . Средняя линия треугольника, соединяющая середины двух его сторон, параллельна третьей стороне и равна ее половине.

Доказательство . Пусть DE – средняя линия треугольника ABC (рис. 2). Проведем через точку D прямую, параллельную стороне AB. По теореме Фалеса она пересекает отрезок AC в его середине, т. е. содержит среднюю линию DE. Значит, средняя линия DE параллельна стороне AB.

Проведем теперь среднюю линию DF. Она параллельна стороне AC. Четырехугольник AEDF – параллелограмм. По свойству параллелограмма ED=AF, а так как AF=FB по теореме Фалеса, то ED=1/2AB. Теорема доказана.

Рис. 2
Задачи, решающиеся с помощью теоремы Фалеса


Задача 1.

Разделите данный отрезок АВ на n равных частей.

Решение. Проведем из точки А полупрямую а, не лежащую на прямой АВ (рис.3). Отложим на полупрямой а равные отрезки: АА 1 ,А 1 А 2 , А 2 А 3 , …, А n -1 A n . Соединим точки А n и В. Проведем через точки А 1 , А 2 , …,А n -1 прямые, параллельные прямой А n В. Они пересекают отрезок АВ в точках В 1 ,В 2 , …,В n -1 , которые делят отрезок АВ на n равных отрезков (по теореме Фалеса).

Рис.3
Задача 2.

Докажите, что середины сторон четырехугольника являются вершинами параллелограмма.

Решение . Пусть ABCD – данный четырехугольник и E, F, G, H – середины его сторон (рис. 4). Отрезок EF – средняя линия треугольника ABC. Поэтому EF││AC. Отрезок GH – средняя линия треугольника ADC. Поэтому GH││AC. Итак, EF││ GH, т. е. противолежащие стороны EF и GH четырехугольника EFGH параллельны. Точно так же доказывается параллельность другой пары противолежащих сторон. Значит, четырехугольник EFGH – параллелограмм.


Показательные истории, связанные со славой и именем Фалеса

  • Однажды груженый солью мул, переходя вброд речку, внезапно поскользнулся. Содержимое тюков растворилось, а животное, поднявшись налегке, сообразило в чём дело, и с тех пор при переправе мул намеренно окунал мешки в воду, наклоняясь в обе стороны. Прослышав об этом, Фалес велел наполнить мешки вместо соли шерстью и губками. Груженый ими мул попытался проделать старый трюк, но добился обратного результата: поклажа стала значительно тяжелее. Говорят, что впредь он переходил реку так осторожно, что ни разу не замочил груз даже нечаянно.

  • Про Фалеса передавали такую легенду (её с большой охотой повторил Аристотель). Когда Фалеса, по причине его бедности, укоряли в бесполезности философии, он, сделав по наблюдению звезд вывод о грядущем урожае маслин, ещё зимой нанял все маслодавильни в Милете и на Хиосе. Нанял он их за бесценок (потому что никто не давал больше), а когда пришла пора и спрос на них внезапно возрос, стал отдавать их внаем по своему усмотрению. Собрав таким образом много денег, он показал, что философы при желании легко могут разбогатеть, но это не то, о чём они заботятся. Аристотель подчеркивает: урожай Фалес предсказал «по наблюдению звезд», то есть благодаря знаниям.

  • В шестой год войны между лидийцами и мидянами случилось сражение, во время которого «день внезапно стал ночью». Это было то самое солнечное затмение 585 до н. э., «заблаговременно» предсказанное Фалесом и произошедшее именно в предсказанный срок. Лидийцы и мидяне были настолько поражены и испуганы, что прекратили битву и поспешили заключить мир.

  • Фалес открыл любопытный способ определения расстояния от берега до видимого корабля. Одни историки утверждают, что для этого им был использован признак подобия прямоугольных треугольников.
Проиллюстрируем этот метод на чертеже (рис.5.).

Пусть А - точка берега, B- корабль. На берегу восстанавливается перпендикуляр AC произвольной длины: ┴ . Из точки С проводится перпендикуляр CD в противоположную от моря сторону. Из точки C проводится перпендикуляр CD в противоположную от моря сторону. Из точки D смотрят на корабль и фиксируют на точку E- точку пересечения с . Тогда длина отрезка АВ во столько раз больше (или меньше) длины отрезка СD, во сколько раз |AE| больше (или меньше) |CE|.

Другие историки (Прокл) говорят, что Фалес применил признак конгруэнтности прямоугольных треугольников, то есть точку D он выбирал так, чтобы наблюдатель D,корабль В и середина отрезка АС, то есть точка Е, лежали на одной прямой. Тогда |AB|=|CD|.


  • Столь же остроумно предложил Фалес измерять высоту предметов. Став недалеко от предмета, надо дождаться, пока тень от человека не сделается равной его росту. Измерив тогда длину тени предмета, можно заключить, что она равна высоте предмета. Говорят, таким способом Фалес измерял высоту египетских пирамид.

Афоризмы Фалеса

Что прекраснее всего? - Мир, ибо он творение бога.

Что быстрее всего? - Быстрее всего ум, он обегает все.

Что всего мудрее? - Время, ибо оно одно открывает всё.

Что самое общее для всех? - Надежда, ибо если у кого и ничего нет, то она есть.

Что сильнее всего? - Необходимость, ибо она властвует над всем.

Что трудно? - Познать самого себя.

Что легко? - Давать советы другим.

Кто счастлив? - Тот, кто здоров телом, одарен спокойствием духа и развивает свои дарования. Как легче всего переносить несчастье? - Если видеть врагов своих в еще худшем положении.

Невежество - тяжкое бремя.

Поучай и учись лучшему.

Те, кто совершают грех, не могут спрятаться от божьего ока и даже не могут утаить от него

свои мысли.

Я благодарен судьбе за три вещи: во-первых, за то, что родился человеком, а не зверем; во-вторых, за то, что мужчиной, а не женщиной; в-третьих, что эллином, а не варваром.

Поручись и пострадаешь.

"Чем отличается жизнь от смерти?" - спросили Фалеса. - "Ничем". "Почему же ты тогда не умираешь?" - "Потому, - ответил он, - что нет никакой разницы".

В донаучный период ближе всего к науке подошли поэты космогонисты и представители практических профессий. Однако первые довольствовались исключительно мифологическими положениями, а вторые - исключительно техническими и еще не применяли науку. А ведь в этот период у греков происходил переход от мифов и практических навыков к науке. Как нам кажется, это произошло в VI в. Более поздние греческие авторы указывали на Фалеса как на того философа, который этот переход осуществил.

Личность Фалеса. Этот полулегендарный грек жил на рубеже VII и VI вв. (624–547 гг.) до н. э., то есть во времена Солона и Креза. Он был выдающимся представителем умельцев и мудрецов. Даже скупые сведения о нем позволяют судить, что он сочетал в себе политика (политические заслуги принесли ему славу мудреца), техника, инженера, купца и путешественника, который не только товары, но и различные практические навыки и умения привозил из разных стран. Кроме того, он был ученым.

1. Переход от навыков и умений к науке. Фалес знал способ измерения высоты пирамид и расстояний на море. Создается впечатление, что он был ученым-геометром. Он предсказал солнечное затмение 26 мая 585 г., повергнув в удивление своих соотечественников, и это создает впечатление, что он был ученым-астрономом. Однако расчеты, которые были им выполнены, произведены скорее техническим, чем научным способом: он рассчитывал и предсказывал явления, не умея обосновать свои расчеты, не зная причин явлений. Подобным образом осуществлялись измерения в Египте, а в Вавилоне - астрономические предсказания. Вполне возможно, что именно оттуда Фалес привез свои умения. Его нельзя считать, однако, создателем математических и астрономических наук, поскольку их возникновение относится к более поздним временам. Фалес обладал недюжинными навыками и умениями в этих областях, но не научным знанием.

Чем наука отличается от умения? Во-первых, отдельное удачное наблюдение и отдельное истинное утверждение не являются еще наукой. Такого рода наблюдений и утверждений до Фалеса было множество. Для того, чтобы стать наукой, они должны быть связаны с другими наблюдениями и утверждениями и упорядочены. Во-вторых, не создает науку общее осознание того, что вещи должны быть такими, а не иными. Это осознание должно быть проанализировано и выражено в виде утверждений при помощи понятий. Наконец, недостаточно что-то знать, необходимо еще обосновать или доказать, что это именно так. Еще до появления первого математика каждый, кто строил себе шалаш из двух одинаковых палок, знал, что они должны быть наклонены одинаково, но это знание еще не давало ему возможности понятийно сформулировать теоремы о равнобедренных треугольниках и тем более, разумеется, не давало возможности доказать эти теоремы. Следовательно, для того, чтобы достигнутые знания могли быть признаны как научные, они должны быть упорядочены, проанализированы и доказаны. Без этого даже наиболее сложные умения не являются наукой. Обобщая, можно сказать, что наука требует не только умения, но и понимания.

Наука также отличается от навыков. Целью науки является достижение истин, которые интересны сами по себе. Что касается навыков, то речь идет лишь о практически ценных истинах. Умения и навыки нарабатывались для практических целей и для этих целей были вполне достаточными. А когда начали интересоваться истинами самими по себе, тогда и появилась новая цель и новый способ ее постижения, присущие науке. Фалес занимался математикой и астрономией в практических целях и практическими способами. Но после этого, если верить преданиям, он пытался получить истину в такой области, где не могло быть и речи о практических целях - в философии. Если Фалес и был ученым, то он был философом. И нет ничего удивительного в том, что первой наукой, которая появилась на свет, была философия: с точки зрения общности своего предмета она имела наименьшее практическое значение, но была наиболее доступна теоретически.

Этот переход от практических навыков к теоретической науке произошел в Греции между VII и VI вв. Совершил ли его Фалес? Всякий раз греческие философы, разыскивая своих предшественников, приходили к Фалесу, не находя никого ранее него. Значит, в таком случае достаточно правдоподобно, что его философская теория была первой научной теорией, которая появилась в Европе, а может быть и в мире.

2. Переход от мифологии к науке. Фалес утверждал: все есть вода, из воды происходит и в воду превращается. Можно было бы допустить, что это не был новый взгляд, что еще до Фалеса говорили нечто подобное. Аристотель отмечал, что древние люди сходным образом смотрели на природу. По их мнению, Океан и Фетида были родителями всего того, что существует в мире. Но здесь различие принципиально: Фалес говорит о воде, а его предшественники - о божествах воды, он говорит о реальном объекте, а они - о фантастических существах. Говоря об Океане и Фетиде, древние имели в виду не науку, а мифологию. Для появления науки необходимо было, чтобы произошел переворот в способе мышления: нужно было порвать не только с мифологическим, но и с практическим способом мышления. Этого поворота достигли ионийские мыслители, первым из которых был Фалес. Задачей, которую он перед собой поставил, было объяснение явлений. С этой позиции он не отличался от творцов мифологии, но дело в том, что его способ объяснения был другим.

Задачей Фалеса было объяснение происхождения мира. Он спрашивал, не кто сотворил мир, а каким мир был изначально. Речь шла не о том, что было до мира, а о том, что было, собственно говоря, его началом. В этом значении начало мира было первой философской проблемой. В том, что это была первая проблема философии, не было ничего удивительного: людям на том уровне развития, когда их не очень интересовала научная критика, казалось: каким они видят мир, таким он и является. От мудреца ждали чего-то иного, а именно, чтобы он сказал, каким мир был. При этом мышление того времени было склонно считать, что первичный вид вещи наиболее важен, и Фалес допускал, что, в конечном счете, после всевозможных перемен мир возвратится к тому исходному состоянию, из которого он начал развиваться. Изначальный вид мира, в его понимании, был не только первым, но и существенным.

Это была еще достаточно архаичная философия, отличавшаяся от мифологии, но в своих вопросах и ответах стоявшая на границе мифа. В ней еще не много тех черт греческого мышления, которые проявились в ходе дальнейшего развития. В то же время философия греков этого периода не отличалась от спекуляций других народов, которые стояли на том же уровне цивилизации.

3. Первые философские проблемы. Предметом устремлений Фалеса и его непосредственных последователей была природа. Этих наиболее древних философов Аристотель называл физиологами, или теоретиками природы. В духе своего времени они интересовались прежде всего ее началом. Исходным вопросом, который они ставили перед собой, был следующий: каково было начало природы? А этот вопрос для них означал следующее: каким был изначальный вид тел, из которых развивается природа? Позже был сформулирован вопрос: какой была первичная материя? Само понятие «материя» эти первые философы еще не использовали. Более того, они не пользовались понятием материи, которое употребляли более поздние греки. Они занимались материей как совокупностью конкретных тел, не знали абстрактного понятия материи, согласно которому она является одним из элементов тела, отличным от других его элементов, таких как форма или сила. Они не думали о материи как о чемто еще не сформированном. Различение материи и формы было идеей более поздних поколений греческих философов.

Философы того времени понимали материю не как бессильную массу, которая требует воздействия силы извне, для того, чтобы прийти в движение. Различение материи и движущей силы было также результатом более поздних размышлений. Понятия, которыми пользовались эти древние философы при разрешении проблем начала мира, не были еще ими четко выделены и не были абстрактными. Им не приходило в голову, что сила может быть вне материи. Напротив, они считали, что способность к движению является принципиальной сущностью материи. Способность же к движению они понимали анимистично, как проявление жизни и души. Фалес говорил, что «все живо, как это видно в янтаре и магнезии». Эта неотделеннность материи от силы, жизни и души была настолько характерна для первой группы греческих философов, что их называли «гилозоистами», или теми, кто считал жизнь неотделимой от материи. Некоторые историки считают их материалистами. Действительно, они не знали иных объектов, кроме материальных, и это были материалисты, которые не постигли еще чистого понятия материи и всем материальным предметам приписывали духовные черты и, вполне в соответствии с мыслью того времени, были склонны видеть в жизни деятельность души.

Почему Фалес считал, что только вода, а не другой вид материи, была началом природы? Возможно, здесь действовала мифологическая традиция и связь с Океаном и Фетидой; между тем, Фалес мог дать иное объяснение своей позиции. Он основывался на наблюдениях определенных явлений: то, что живо, - влажно, живет влагой, а то, что мертво, - высыхает, любой зародыш мокр, а корм сочен. Эти наблюдения давали возможность сделать вывод о том, что вода дает жизнь, имеет те черты, которые являются необходимыми и достаточными, чтобы из нее развивалась вся природа. Эта первая философская теория имела наиболее образное обоснование.

Решение философских проблем, предложенное Фалесом, не встретило большого отклика, поскольку другие наблюдения и факты говорили о том, что иные виды материи были началом мира. Эти другие начала нашли достаточно сторонников. Один из последователей Фалеса утверждал, что первичным видом материи был огонь, другой - что воздух. Но ставили они этот вопрос так же, как и Фалес, и поэтому стали его последователями. Учеником Фалеса был Анаксимандр, а учениками Анаксимандра - Анаксимен и Гераклит, а также многие поколения философов. Греки считали Фалеса основателем своей философии.

Основная заслуга Фалеса была не в ответах, а в вопросах, которые он поставил. Ответы не могли быть достаточно удовлетворительными, поскольку вопросы были безнадежно трудными. Откуда Фалес мог знать, что было началом мира? Необходимо допустить, что первый философ был выдающимся человеком. Разнообразным умениям в самых разных сферах жизни он научился в других странах, переход от умений к философии, может быть, и не требовал больших умственных усилий, но сам поступок был достаточно смелым.

Древнегреческий мыслитель, родоначальник античной философии и науки, основатель милетской школы, одной из первых зафиксированных философских школ. Возводил все многообразие вещей к единой первостихии - воде.

Европейская философия берет свое начало в Древней Греции, откуда пришло и само слово "философия" ("любовь к мудрости").

Первые философские системы возникли в VI-V веках до н. э на западном побережье Малой Азии, в ионийских городах,основаных греками и опережавших Грецию в культурном развитии. Крупнейшим из всех малоазиатских греческих городов был Милет.

О первых древнегреческих философах известно очень мало. Начинать повествование о философии принято с упоминания о семи греческих мудрецах и о первейшем из них - Фалесе из Милета.

Существует несколько версий относительно времени жизни Фалеса Милетского.

Считается, что есть одна точная дата, связанная с его жизнью, - 585 год, когда в Милете было солнечное затмение и когда Фалес его предсказал.

Немного известно и о происхождении мыслителя. По утверждению Диогена Лаэртского: "Фалес был сыном Эксамия и Клеобулины из рода Фелидов, а род этот финикийский, знатнейший, соседи потомков Кадма и Агенора." Пытаясь понять мир Фалес интересовался прежде всего тем, что происходит между небом и землей.

Фалес и первые ионийские ученые стремились установить, из какой материи состоит мир.

По Фалесу, природа, как живая, так и неживая, обладает движущим началом, которое называется такими именами, как душа и Бог.

Фалес считает воду изначальным элементом, из которого возникла земля, являющаяся как бы осадком этого первоначального элемента, равно как воздух и огонь.

Если вода - первооснова, то Земле следует покоиться на воде. По Фалесу, Земля плавает в пресноводном Океане, словно корабль.

Фалес пытался сформулировать основные законы мироздания, но современники лучше всего запомнили его моральные поучения.

Про Фалеса передавали в древности и такую легенду (ее с большой охотой повторил Аристотель): "Рассказывают, что когда Фалеса, по причине его бедности, укоряли в бесполезности философии, то он, смекнув по наблюдению звезд о будущем, богатом урожае маслин, еще зимой - благо у него было немного денег - раздал их в задаток за все маслодавильни в Милете и на Хиосе. Нанял он их за бесценок, поскольку никто не давал больше, а когда пришла пора и спрос на них внезапно возрос, то стал отдавать их внаем по своему усмотрению и, собрав много денег, показал, что философы при желании легко могут разбогатеть, да только это не то, о чем они заботятся. Вот каким образом, говорят, Фалес выказал свою мудрость".

Аристотель подчеркивает: урожай Фалес предсказал "по наблюдению звезд", то есть благодаря знаниям.

Часто начало развития астрономии и геометрии связывают с именем Фалеса. По свидетельству Апулея: "Фалес Милетский, несомненно самый выдающийся из тех знаменитых семи мудрецов (он ведь и геометрии у греков первый открыватель, и природы точнейший испытатель, и светил опытнейший наблюдатель)".

О трудах Фалеса неизвестно писал ли он их вообще. Наиболее вероятно, что он создал "Морскую астрономию" (в стихах, как все ранние мыслители). Кроме нее еще два его астрономических трактата (о равноденствии, о солнцестоянии)Конец жизни Фалеса пришелся на царствование Креза, царя Лидии, подчинившего Ионию.

Дата смерти первого философа неизвестна. Диоген Лаэртский пишет: "Умер Фалес, глядя на гимнастические состязания, от жары, жажды и старческой слабости. На гробнице его написано: Эта гробница мала, но слава над ней необъятна: В ней пред тобою сокрыт, многоразумный Фалес.


Специалисты по Древней Греции отмечают в своих работах, что первые отличительные особенности научных взглядов греческих философов от всех восточных предшественников произошли в период VII -VI веков до с.л.
В этот же период произошло изменение религиозной греческой идеологии. Одной из наиболее развитых, в торгово-промышленном отношении, была ионийская колония (рис. 5.1), расположенная севернее острова Крит.

Рис. 5.2. Фалес Милетский
В Ионии впервые наука отошла от обслуживания практических потребностей человека и вступила в эпоху абстрагирования и попыток составить общую естественную картину Мира.
Первым, кто попытался разработать теорию детального устройства Мира, был аристократ - Фалес (Милетский), который почитался в Древней Греции как один из семи самых великих мудрецов (рис. 5.2).
Впервые в истории накопления человечеством знаний теория строилась не на существующих религиозных мифах, как это было ранее, а на обобщении имеющихся опытных данных.
Фалес, хорошо знакомый с научными достижениями всего Ближнего Востока, в качестве основы всего сущего, в качестве протоматерии предложил считать воду.
С Фалеса принято отсчитывать начало истории метафизики, создаваемой на основе умозрительного метода, так, по крайней мере, считал Аристотель (384 - 322 годы до с.л). А Евдем не без оснований считал Фалеса родоначальником астрономии и геометрии.
По описаниям древних натурфилософов, первым кто обратил внимание на электростатические эффекты был Фалес Милетский (640/624 - 548/545 до с. л.), который, желая приучить свою дочь к труду, рекомендовал ей заниматься изготовлением пряжи, что она делала посредствам янтарного веретена.
В один из дней дочь пожаловалась Фалесу, что к веретену, сделанному из электрона (так древние греки называли янтарь), прилипают шерстяные ворсинки и прочий лёгкий мусор, а прилипшие предметы трудно от веретена отделить.
Фалес понаблюдал за этим странным явлением, провёл несколько манипуляций с янтарной палочкой и пришёл к выводу, что янтарь, будучи натёртый лоскутком сухой кожи, приобретает свойство действовать на расстоянии на предметы, т.е. материал приобретает свойства воздействия на расстоянии.
Об этом наблюдении Фалес поделился со своими учениками, которые добросовестно записали эти откровения учителя (рис. 5.3). Так появилось первое письменное свидетельство о наблюдении электростатического явления. Только и всего.
Никакого дальнейшего развития тема не получила, о ней, как это часто случалось в древности, попросту забыли на долгие времена. После обнаружения подобных свойств у природных магнитов, Фалес сделал вывод о наличии у янтаря и магнитов души, которая демонстрирует наблюдаемые диковинные эффекты.
Следует заметить, что открытие электростатического эффекта является не единственной заслугой этого замечательного естествоиспытателя древности.


Фалес Милетский был первым известным к настоящему времени человеком, попытавшимся разработать теорию детального устройства Мира.
О Фалесе Милетском упоминает в своих сочинениях и отец всех ис- Рис. 5.3. Фалес Милетский с учениками ториков - Геродот (485 - 425 гг до
с. л.), как об участнике строительства плотин и организаторе дипломатических переговоров. По свидетельству Диогена Лаэртского (404 - 323 гг. до с.л.) Фалес некоторое время находился на стажировке у египетских жрецов, в Египте он изучал геометрию и астрономию.
К сожалению, в оригиналах сочинения Фалеса до нашего времени не дошли. О его творчестве пришлось судить по цитатам из более поздних научных трактатов.
В частности Аристотель, приводит четыре основных тезиса Фалеса об устройстве Мира:
  • Всё произошло из воды;
  • Земля плавает по воде подобно дереву;
  • Во всём есть божественное проявление;
  • Магнит имеет душу, т.к. способен двигать железо.
По разумению Фалеса Милетского вода является основным элементом живой и неживой материи, потому что: суша, на которой живёт человек, окружена со всех сторон водой, всё живое тоже состоит, в основном, из воды.
Твёрдые тела, по Фалесу, имеют жидкую основу, потому что растекаются при нагревании. Все прочие вещества и предметы Фалес считал производными воды: жизненный процесс начинается с первоосновы - воды и в неё же возвращается. Одним словом, круговорот воды в природе.
Цитата из Фалеса об устройстве Мира: «Старше всех вещей - Бог, ибо он не рождён. Прекраснее всего - Космос, ибо он творение Бога. Быстрее всего - Мысль, ибо она бежит без остановки. Больше всего - Пространство, ибо оно вмещает всё. Мудрее всего - Время, ибо оно обнаруживает всё. Ищи одну мудрость. Выбирай одно благо».
Фалес считал, что у человека есть душа, в виде особого эфирного вещества, ответственного за разум, справедливость и «прекрасный строй вещей». Фалес первым в известной истории мировой математики начал доказывать геометрические теоремы.
В частности, ему удалось доказать, что: круг делится диаметром пополам; у равностороннего треугольника все углы одинаковы; в равнобедренном треугольнике углы при основании равны. Фалес доказал так же, что при пересечении прямой параллельных линий образуются равные смежные углы, что треугольники равны, если два угла и сторона одного из них равны двум углам и соответствующей стороне другого (рис.5.4).
Нет практически ни одного греческого учёного, который бы не свидетельствовал о величии Фалеса Милетского в различных областях знаний.


Уже упоминаемый ранее Диоген Лаэртский, в своих сочинениях говорит, в частности, что Фалес первым в Греции открыл время движения Солнца от солнцеворота до солнцеворота, установив, таким образом, продолжительность времён года. Он первым определил,
что видимые диаметры Луны и „ . Рис. 5.4. Геометрические доказательства Фалеса
Солнца составляют 1/720 окружности.
Платон рассказал забавный случай, когда Фалес, увлекшись наблюдениями звёзд, оступился и упал в колодец. Помогавшая астроному выбраться из воды хорошенькая и остроумная служанка заметила: «Он желает знать то, что на небе, а того, что передним и под ногами, не замечает».
Плутарх описал случай, произошедший с Фалесом в Египте. Местным жрецам действующий фараон дал задание измерить высоту пирамиды Хеопса, которая в те времена была облицована полированным камнем, так что подняться на её вершину не представлялось возможным.
Жрецы поделились с Фалесом своими заботами. Мудрый грек, к всеобщему удивлению египетских жрецов придумал способ как это сделать.


Рис. 5.5. Измерение высоты пирамиды
Фалес для измерения высоты пирамиды воткнул вертикально шест известной длины на край тени, отбрасываемой пирамидой, так что получилось два подобных треугольника (рис.5.5) из которых следовало очевидное соотношение.
Это привело фараона Ама- сиса и жрецов в полнейший восторг и неописуемое изумление.
Самым удивительным для них было, то что греку не потребовалось для измерений взбираться на пирамиду и скидывать оттуда верёвку. Аналитические методы начали покорять мир. Ведь, по сути, египтяне располагали теми же знаниями, что и Фалес, но методом абстрактного их применения они не владели. После этого события жрецы открыли перед Фалесом все свои знания, многие из которых носили в те времена закрытый характер и передаче не подлежали.
Стобей уверял своих читателей, что Фалес считал Луну, состоящей из земли, как и звёзды, но на звёздах земля раскалена.
Цицерон в своих сочинениях упоминает, что Фалес первым предпринял попытку объяснения солнечных затмений, считая что, происходят они от того что
Луна находится с Солнцем на одной линии. Из этого был сделан вывод, что, солнечные затмения следует ожидать в полнолуние, хотя и не во всякое.
У всех этих древних мыслителей были все основания считать Фалеса Милетского крупным учёным в области астрономии, т.к. ему удалось вычислительными методами предсказать на 28 мая 585 года до с.л. затмение Солнца. Надо полагать, что он, проанализировав многовековые астрономические данные вавилонских жрецов, правильно рассчитал год и день затмения.


Рис. 5.5. Оливковое масло
Фалесу, по утверждению Аристотеля, не чужда была и коммерция. Проводя, помимо прочего, наблюдения за погодой и сопоставляя эти данные с урожайностью, он в один из годов «звёзды сулили» большой урожай оливок (рис. 5.4).
Не делясь своими прогнозами с общественностью, он совершенно дёшево в Милеете и на о. Хиос взял в аренду множество мастерских по отжиму масла.
Когда же его предположения подтвердились, Фалес в три дорога перепродал аренду маслобойни, сколотив при этом приличный капитал. Тем самым он показал обществу, что отвлечённые, как тогда казалось многим, знания могут приносить реальные блага.
В те же славные времена обнаружилось ещё одно удивительное явление, связанное с поведением некоторых камней, обнаруживаемых на поверхности земли.
В частности, на территории современной Турции в V веке до с.л. стоял город Магнезия, в окрестностях которого с незапамятных времён находили камни, которые, будучи подвешенными на шёлковой нити, имели свойство сохранять ориентацию в пространстве на поверхности Земли. Их называли «путеводные камни».


Рис. 5.6. Магнитное поле Земли
Как правило, они имели плоскую форму и ориентировались по направлению север - юг. Камни ориентировались определённым образом в магнитном поле Земли (рис. 5.6), которое «открыто» было на много веков позже. Тут опять уместно, на наш взгляд, вспомнить северных славян и китайцев, которые использовали в своих морских походах свойство воздействия магнитного поля Земли на природные магниты.
О Фалесе сложено множество легенд, дна из которых гласит. Как-то мул, навьюченный мешками с солью, переходя речку, поскользнулся и упал. Полежав, некоторое время в воде и поднявшись, он обнаружил, что поклажа стала намного легче. Почувствовав от такого падения выгоду, мул стал наклоняться в обе стороны при каждом переходе речки. Погонщики пожаловались Фалесу, который порекомендовал нагрузить тюки шерстью или губками. Мулл не изменил своему опыту и в очередной раз изрядно намочил тюки, однако прежнего облегчения не почувствовал, а даже совсем наоборот.

Как это было принято в Древней Греции, у Фалеса были ученики. Самым известным из них, судя по упоминаниям потомков, в частности, Аристотеля, был Анаксимандр (610 - 546 года до с.л). Анаксимандр (рис.5.7) родился в Милете и был родственником Фалеса Милетского.


Кроме всего прочего Анаксимандр впервые начал излагать научные идеи не в стихотворной форме, как это было принято в Древней Греции со времён великого Гомера, т.е. с VIII века до с.л., а в прозе, что сделало их более информативными.
Его книги «О природе» и «Сферы», широко известные современникам, не сохранились, всё что о нём написано, почёрпнуто в воспоминаниях современников и тех, кто учился по его книгам.
Первоосновой всего Мира Анаксимандр считал, введённый им, специальный элемент апейрон - бесконечный, Рис. 5-7.Анаксимандр
безграничный, вечный и неизменный. Впоследствии эта идея воплотится учёными в виде вездесущих эфиров с самыми разнообразными свойствами.
Анаксимандр полагал, что из апейрона формируются все мировые противоположности: холодное и горячее, сухое и влажное, твёрдое и воздушное.
Землю Анаксимандр представлял в виде цилиндра, парящего в пространстве. Жизнь по его мнению развивалась на плоских поверхностях.


Рис. 5.8. Карта Земли Анаксимандра
Живущих на суше животных и человека, считал вышедшими из воды. Анаксимандр первым из греков построил солнечные часы и установил их в Спарте. Ему же приписывают составление первой географической карты Греции и карты Земли (рис. 5.8) и небесного глобуса.
С позиций теоретического естествознания Анаксимандр стал первым, кто в своих научных рассуждениях стал пользоваться такими понятиями как - неопределённость и бесконечность, что позволило ему прийти к идее вечного движения.
Это обстоятельство революционно противоречило бытовавших в то время статических картин устройства мира.
Схема мироздания Анаксимандра отличалась оригинальностью. Небесные светила, он считал не самостоятельными телами, а отверстиями в непрозрачных оболочках, окружающих Землю и скрывающих внешний огонь. Эти оболочки имели трубчатые кольца - торы.
Возникновение Вселенной, которая развивается без влияния олимпийских богов, древний астроном представлял следующим образом. Апейрон порождает враждующие стихии - «холодное» и «горячее», т.е. огонь и воду. Противоборство во-

ды и огня образовало мировой вихрь, ставший причиной появления всех веществ и тел.
В центре мирового вихря оказалось «холодное», т.е. Земля, окружённая водой и воздухом, а снаружи небесный огонь. Под действием огня верхние слои газовой оболочки превратились в твёрдую корку, эта корка стала раздуваться парами кипящего земного океана, потом лопнула, оттеснив огонь от нашего мира. Так по Анаксимандру возникла сфера неподвижных звёзд, а звёзды были отверстиями в оболочке, через которые вырвался пар земного океана.
В этом же трактате дана теория возникновения жизни. Живые организмы появились из воды и тёплого ила «были рождены во влаге, заключённой во внутрь илистой скорлупы».
Анаксимандр Вселенную считал живым существом, которое имеет свой срок жизни. Вселенная время от времени погибает и тут же возрождается снова «...совершается гибель миров, а намного раньше их рождение, причём испокон бесконечного веку повторяется по кругу одно и тоже». И никаких богов, всё само по себе, как говорится, естественным порядком вещей и событий.
Анаксимандр создал одну из первых геоцентрических моделей космоса и положил начало теории небесных сфер. В его космологии Земля представлялась неподвижным цилиндром, на верхней поверхности которого находится обитаемый мир (Ойкумена).
Вселенная при этом мыслилась центрально-симметричной, поэтому у находящейся в центре Космоса Земли отсутствует основание двигаться в каком-либо направлении. Анаксимандр оказался, таким образом, первым мыслителем, кто предположил, что Земля свободно покоится в центре мира без опоры (в то время как его учитель Фалес Милетский считал, что Земля покоится на воде).
Анаксимандру принадлежит также первая глубокая догадка о происхождении жизни. Живое, по Анаксимандру, зародилось на границе моря и суши из ила под воздействием небесного огня.
Первые живые существа жили в море. Затем некоторые из них вышли на сушу и сбросили с себя чешую, став сухопутными животными. От животных произошел человек что не противоречит некоторым современным представлениям.


Рис. 5.9. Гномон
Правда, у Анаксимандра человек произошел не от сухопутного животного, а от морского. Человек зародился и развился до взрослого состояния внутри какой-то громадной рыбы. Родившись взрослым (ибо ребенком он не мог бы один без родителей выжить), человек вышел на сушу.
Анаксимандр ввел обиход то, что в его время называли «гномон» - элементарные солнечные часы, которые были известны ранее в Древнем Китае. Это вертикальный стержень, установленный на размеченной горизонтальной площадке (рис. 5.9).
Время дня определялось по направлению тени. Самая короткая тень в течение дня определяла полдень, в течение года - в полдень летнее солнцестояние, самая длинная тень в течение года в полдень - зимнее солнцестояние.
Таким образом, Анаксимандр подарил человечеству первую систему Мира, первую космологическую картину Мира и первую гипотезу происхождения жизни, основанную не на мифологической основе.

Следующим учёным - ионийцем, достойным во всех отношениях является Анаксимен (585 - 525 года до с. л.), который считался учеником Фалеса Милетского и Анаксимандра.


Анаксимен (рис 5.10), так же как и его великие учителя попытался построить свою картину Мира. В качестве первоосновы всего окружающего Анаксимен взял воздух, как самую лёгкую субстанцию, и предположил, что из неё получаются более тяжёлые формы пространства.
При разряжении воздуха образуется огонь, а при сгущении ветер, облака, вода и земля. Воздух по
Анаксимену представлялся как душа мира, источник рис. 5.10. Анаксимен всей жизни. Небо Анаксимен считал хрустальным
куполом, в который вкраплены звёзды. Первооснова мироздания Анаксимена - воздух, больше чем другие подходила на роль вечной материи, находящейся в непрестанном движении.
По Анаксимену, Мир образуется из «беспредельного» воздуха, и всё многообразие сущностей есть воздух в различных своих состояниях и проявлениях. Благодаря разрежению (то есть нагреванию) из воздуха возникает огонь, благодаря сгущению (то есть охлаждению) - ветер, облака, вода, земля и камни.
Разрежённый воздух порождает обладающие огненной природой небесные светила. Важный аспект положений Анаксимена: сгущение и разрежение понимаются здесь как основные, взаимно противоположные, но равно функциональные процессы, участвующие в образовании различных состояний материи.
Завершая построение единой картины мира, Анаксимен находит в беспредельном воздухе начало и тела, и души; боги также происходят из воздуха; душа воздушна, жизнь есть дыхание.
Известны мысли Анаксимена по метеорологии. Он считал, что град образуется при замерзании выпадающей из туч воды; если к этой замерзающей воде примешан воздух, то образуется снег. Ветер - уплотнившийся воздух. Состояние погоды Анаксимен связывал с активностью Солнца.
Следуя своим учителям, Анаксимен изучал астрономические явления, которые, как и другие природные явления, стремился объяснить естественным образом, без привлечения магии, религии и волшебства.
Анаксимен полагал, что Солнце - плоское небесное, светящееся тело, аналогичное Земле и Луне, которое от быстрого движения раскалилось. Земля и небесные светила парят в воздухе; Земля неподвижна, другие светила и планеты движутся космическими ветрами.
Анаксимен пересмотрел взгляды Анаксимандра на место Земли во Вселенной. Для учителя Земля была одна и располагалась в центре мироздания, находясь в покое из-за влияния равнодействующих сил.

Анаксимен от всего этого отказался. Земля в Мире не одна, есть ещё твёрдые тела помимо неё. Правда, либо взгляды самого Анаксимена по данному вопросу были не совсем ясными, либо пересказчики его идей не смогли в них разобраться.
Согласно одним из них, он вслед за Фалесом считал, что «и Солнце, и Луна, и прочие звёзды берут начало и происходят из земли.. Солнце - это земля, но только от стремительного движения она ещё и преизрядно нагрелась».
Согласно другим пересказам, Солнце, Луна и звёзды состоят из огня, как думали и все остальные мыслители, но «в пространстве светил имеются также землистые образования, которые вращаются вместе с ними» .
Отказался Анаксимен и от мысли о существовании противоположных физических свойств. Он, например, не проводил резкого различия между горячим и холодным, считая оба эти свойства присущими одной и той же материи.
Учёный считал, что уплотняясь, материя делается холодной, разрежаясь - горячей. С бытовой точки зрения, Анаксимен был не прав, зачастую твёрдые тела бывают намного горячее воздуха.
Античные мыслители, в том числе Аристотель, обрушивались на него с критикой. Но с точки зрения современной науки Анаксимен полностью прав. Лёд холоднее воды, пар горячее её. Замерзание сопровождается снижением температуры, испарение - повышением.
Только взаимосвязь представляется обратной: тепловые явления вызваны скоростью движения частиц (молекул, атомов), снижение скорости означает похолодание, сопровождается конденсацией и кристаллизацией вещества, рост скорости приводит к выделению тепловой энергии, плавлению и испарению. Но всего этого Анаксимен ещё знать не мог, хотя его мысль и двигалась в верном направлении.
Будучи философом в третьем поколении Анаксимен уже смог обойтись без мифологического наследия, используя лишь идейное наследие предшествующих ему исследователей природы.
В мифах нет параллелей его идеям, ни один миф, например, не считал прародителем всего сущего воздух. Разумеется, его схема возникновения и существования материального мира не была научной, доказанной опытным путём. Но она была плодом рационального осмысления окружающего мира.

Анаксагор, в соответствии с преданиями родился спустя четверть века после смерти Анаксимена, т.е. в 500 году до с.л. в местечке Клазомен, расположенного поблизости от Милета, поэтому хорошо был знаком с учениями философов милетской школы.


Рис. 5.11. Анаксагор
Анаксагор тоже задумывался о структурных особенностях материи. Он считал, что элементарной субстанцией является первичная смесь «семян» всех веществ.
Эта покоящаяся смесь заполняла всё бесконечное пространство до момента образования стремительного вихря, вследствие вмешательства организующего начала, которое содержит всё знание обо всём и имеет величайшую силу.
Дальнейшее развитие Вселенной Анаксагор представлял как: «Это вращение началось с малого, а сейчас оно охватывает больше пространства, а в будущем охватит ещё больше». И далее: «Быстрое вихревое вращение привело к тому, что в центре образовалась круглая плоская твердь - Земля, а более лёгкие фракции были отброшены наружу, став в последствии воздухом.
Постепенно движение уходило от центра вихря, Земля остановилась, а всё остальное образование продолжало своё вращение и в какой-то момент наклонилось».
Учёные - астрономы считают замечание Анаксагора о наклоне оси вращения весьма важным, потому что вращение нашей планеты строго вокруг вертикальной оси происходит только на её полюсах, а в Афинах, например, ось наклонена к плоскости горизонта на 380. В этой связи, понятно, что неподвижная плоская Земля по Анаксагору имела ось симметрии, не совпадающую с осью вращения остального Мира.
Вселенную Анаксагор представлял в виде непрерывно расширяющегося пузыря с неподвижной плоской дискообразной Землёй посередине. Вокруг Земли кружится эфирный вихрь, несущий Солнце - раскалённую металлическую или каменную глыбу.
Луна философу представлялась вполне обжитым местом с холмами и оврагами. Звёзды полагались тоже мелкими раскалёнными камнями, меньшими по размерам, чем Солнце. Как-то в одном из своих публичных выступлений Анаксагор заметил: «Ели небо замедлит вращение, то все камни попадают». Вскоре после этого в 466 году до с.л. во Фракии упал большой метеорит, народ решил, что его падение предсказал именно Анаксагор. Так рождались легенды.
Цепная реакция естественнонаучных идей милетских философов в Древней Греции началась. Появились продолжатели и оппоненты идей Анаксагора, Фалеса и Анаксимандра. Процесс, как говорится, пошёл.
  1. Демокрит


Рис. 5.12. Демокрит
Демокрит (460 - 371 года до н.э.) родился во Фракии в городе Абдер, который был развитым торгово
промышленным центром с оживлённой культурной жизнью. Демокрит (Рис.5.12) учился у знаменитых философов в Милете, заимствовал знания у халдеев и египетских жрецов, будучи у них на стажировке.
Сам же он считал себя учеником Левкиппа Милетского. Жители Абдеры, когда во время Пелопонесской войны настали трудные времена, облекли Демокрита верховной городской властью. За административные успехи философ получил почётное прозвище «Патриот».
На немногочисленных портретах Демокрит изображался высоким человеком с высоким породистым лбом с короткой бородой и в белых одеяниях.
В одном из преданий рассказывается, что в один из дней Демокрит сидел на берегу моря, на камнях и, держа в руках яблоко, размышлял: «Если я сейчас это яблоко разрежу пополам - у меня останется половина яблока; если я затем эту половину снова разрежу на две части - останется четверть яблока; но если я и дальше буду продолжать такое деление, всегда ли у меня в руке будет оставаться 1/8,1/16 и т.д. часть яблока? Или же в какой-то момент очередное деление приведёт к тому, что оставшаяся часть не будет обладать свойствами яблока?» Так родилась идея дискретного строения материального мира, переоценить значение которой, даже с позиций современного просвещенного времени трудно.
Демокриту, а быть может его учителю Левкиппу, принадлежит название неделимой части вещества - атом (aroqoq), что в переводе обозначает - не разрезаемый.
Свою атомистическую теорию Демокрит изложил в книге «Малый диакосмос». В IV веке до с.л. первый в мире учёный-атомщик написал такие пророческие слова: «Начало Вселенной - атомы и пустота, всё же остальное существует лишь в мнении. Миров бесчисленное множество, и они имеют начало, и конец во времени. И ничего не возникает из небытия, не разрешается в небытиё. И атомы бесчисленны по величине и по множеству, носятся же они во Вселенной, кружась в вихре, и таким образом рождается всё сложное: огонь, вода, воздух, земля. Дело в том, что последние суть соединения некоторых атомов. Атомы же не поддаются никакому воздействию и неизменяемы и неизменяемы вследствие твёрдости».
Атомы, согласно этой теории, движутся в пустом пространстве (Великой Пустоте, как говорил Демокрит) хаотично, сталкиваются и вследствие соответствия форм, размеров, положений и порядков либо сцепляются, либо разлетаются.
Образовавшиеся соединения держатся вместе и таким образом производят возникновение сложных тел. Само же движение - свойство, естественно присущее атомам (рис. 5.13).
Тела - это комбинации атомов. Разнообразие тел обусловлено как различием слагающих их атомов, так и различием порядка сборки, как из одних и тех же букв слагаются разные слова.
Атомы не могут соприкасаться, поскольку все, что не имеет внутри себя пустоты, является неделимым, то есть единым атомом. Следовательно, между двумя атомами всегда есть хотя бы маленькие промежутки пустоты, так что даже в обычных телах есть пустота.


Рис. 5.13. Атомизм Демокрита
Отсюда следует также, что при сближении атомов на очень маленькие расстояния между ними начинают действовать силы отталкивания. Вместе с тем, между атомами возможно и взаимное притяжение по принципу «подобное притягивается подобным».
Живые существа Демокрит представлял как временные комбинации атомов различной формы. Душа, по мнению учёного тоже состоит из круглых атомов, которые после смерти рассеиваются в окружающем пространстве.
Явления мышления Демокрит объяснял теорией истечения. Согласно этой теории все предметы излучают в пространство тончайшие слои атомов, которые несутся с огромной скоростью во всех направлениях. Эти атомы входят в организм человека и воздействуют на его чувства. Демокрит такими истечениями объяснял и любовь, и ненависть, а так же влияние людей друг на друга.
Весьма своеобразное для своего времени отношение демонстрировал натурфилософ к религии. Он полагал, что религия возникла и обрела влияние на души людей вследствие их беспомощности в объяснении грозных явлений природы. Вследствие своего невежества человек приписывал стихию природы проявлением божественной воли. Трудно даже себе представить, чтобы в раннем христианском мире кто-нибудь бы посмел подобное высказать. Показали бы незамедлительно, потому как и в те времена «стук» распространялся быстрее звука.
Известен Демокрит и своими работами в области математики. Согласно античным источникам, он является автором математической теории музыки. Им разработаны способы вычислений объёмов конусов и пирамид.
Демокрит прожил более 100 лет, причём все годы его зрелой жизни были наполнены научными поисками истины. Самым главным вопросом для себя он считал вопрос о глобальном устройстве Мира.
Вот одно из высказываний Демокрита - астронома, опубликованное в III веке до с.л. его последователем Ипполитом: «Миры бесчисленны и различны по величине. В одних нет ни Солнца, ни Луны, в других - Солнце и Луна больше чем у нас, а в некоторых мирах их большое число. Расстояние между мирами неодинаковые; кроме того, в одно месте миров больше, в другом - меньше. Одни миры растут, другие достигли расцвета, третьи уже идут на убыль. Уничтожаются же они, сталкиваясь, друг с другом».
Землю Демокрит, следуя своим предшественникам, считал по-прежнему плоской, висящей в бесконечном пространстве. Шаг к бесконечности миров был сделан, а движение к шарообразности Земли не последовало.

Просмотров