Что считается ездой по обочине. Будет ли штраф за езду по обочине и какой? Мера наказания обгона по обочине

Выходной день, загородное шоссе. Поток плотный, медленный, но пробки пока нет. Однако то и дело по обочине пролетают торопыги, которых не устраивает скорость движения остальных. Есть же еще одна полоса асфальта, пусть и отделенная сплошной линией! Такая же широкая, как и прочие, или даже шире! Почему бы не ехать? Штраф? Пустяки, на этой дороге гаишников отродясь не было… И вон уже впереди кто-то едет по обочине! Ему можно, а мне нельзя?!

Вот на перекрестке все-таки стоит экипаж ДПС. Страшась наказания, обочечники встраиваются в тот же поток. Или вместо гаишников стоит сломанный КАМАЗ… Да просто ремонт дороги. Рано или поздно обочечникам приходится вклиниваться в поток, тормозя или выжимая тех, кто не нарушал. Их, конечно, пускают: дай дорогу дураку. Дурак отнял всего лишь несколько секунд (да, и лишь у нескольких тысяч людей, оказавшихся за ним).

Проходит час-другой, машин прибавляется, возникает настоящая пробка. На обочине уже не просто отдельные нарушители правил. Таких целый ряд или два. Самые наглые едут даже не по асфальту, скачут по грунту правее. Попытаешься там остановиться - будут сигналить и материться. Им мешают ехать. Спросишь, почему они считают, что можно нарушать - в лучшем случае получишь оправдание, что спешат в аэропорт на роды троюродной смертельно больной кошки. Те, кто понаглее, попытаются доказать свое право нарушать кулаками. Иных не остужает даже присутствие сотрудников полиции - напротив, в приступе неимоверной «крутизны» и их будут «строить»: «Да ты знаешь, кто я такой?!» Знаю. Хам.

Неотвратимость наказания

Все это - из собственного опыта . Обратите внимание на дату публикации репортажа - осень 2015 года, то есть минул почти год. Что-нибудь изменилось? Кажется, ничего. Мы по-прежнему и радуемся, когда торжествует справедливость , высчитываем, сколько времени обочечники отнимают у нормальных людей (те, кто находятся в конце пробки, теряют не секунды или минуты, а часы), придумываем, как в принципе избавиться от такого явления. И какие решения! Бетонные полусферы через несколько метров, поперечные рвы, шипы под колеса и прочее! А ведь все уже придумано и действует вполне эффективно.

Камеры и штрафы. Возможно, у нас действительно не хватает сотрудников ДПС, чтобы расставить их на всех проблемных участках и штрафовать «за обочину» всех подряд, а не только самых невезучих. Но зато российские дороги усеивают камерами, фиксирующими нарушение ПДД. По секрету скажем, что они могут следить не только за скоростью движения, но и рядностью, а также езде по обочине. Размер выписываемого штрафа, напомним, 1500 рублей. И в эффективности действия такого инструмента борьбы с нарушителями сомневаться не приходится.

Такие камеры уже давно работают на МКАДе . И вот комментарий нашего непредставившегося читателя, признавшегося, что он обочечник: «Вчера оплатил два штрафа в общей сложности на 3000 рублей за обочину на МКАДе. Попал под камеры. Не знал, что такие теперь есть. Вероятность того, что снова полезу на обочину, уменьшилась, думаю, раза в три».

Камеры, фиксирующие движение по обочине, полностью исправили и одного из моих знакомых. Раньше ему не помогали ни уговоры, ни призывы к совести. А когда посыпались штрафы по полторы тысячи - сразу опомнился. Есть и другие примеры, доказывающие эффективность такого способа борьбы с нарушениями. Знаете только, что плохо? Отсутствие повышающего коэффициента за повторное нарушение статьи 12.15 ч. 1 КоАП РФ. С ним бы рецидивистов стало в разы меньше.

Мы уже проводили опрос на тему, что побуждает водителей ездить по обочинам . По мнению большинства респондентов, это элементарное отсутствие культуры. На втором месте - индивидуальные свойства характера (неусидчивость, желание быть первым), и только на третьем - незначительные штрафы. А мы бы поставили на первое место отсутствие страха из-за высокой вероятности избежать расплаты. Дорога - не очередь в магазине, где без последствий мимо всех не проскочишь. А здесь - получается. И безнаказанность таких действий - большая проблема, которую нужно решать как можно скорее .

Вспомните, как российских водителей приучили пользоваться ремнем безопасности. Штрафовали всех без исключения - и теперь те, кто ездит без ремня, остались в меньшинстве. А ведь ремни не влияют непосредственно на безопасность окружающих, в отличие от езды по обочинам. Если непонятно, о чем речь, зайдите в Youtube, введите в поисковой строке слово «обочина» и посмотрите, как бьются сами обочечники и их соседи-водители, как давят пешеходов. Смешного мало.

Фото: Валерий Шарифулин/ТАСС и «За рулем»

Автомобилисты, застрявшие в пробке, могут попытаться пробиться вперед путем маневрирования. Но если и встречная часть дороги забита транспортом или на данном участке дороги такой маневр невозможен, остается только путь по обочине.

Стоит заметить, что маневры нетерпеливых водителей способны создать немалые проблемы для движения прочим участникам. В летнее время автомобили при езде по обочине поднимают колесами много пыли – она осложняет обзор, попадает вместе с воздухом в легкие других водителей, проникает в салоны. Шофер, проехавший какое-то расстояние по обочине, затем вновь встраивается в ряд транспорта. Это приводит к дополнительным проблемам при движении, а пробка только увеличивается. Опасны такие маневры и для проходящих по трассе пешеходов.

Проезды, для которых шофер задействует обочину, трактуют как нарушение маневрирования. Согласно ст.12.15 КоАП действия автомобилиста подлежат наказанию, штраф составляет 1500 рублей .

Намного более серьезным будет наказание для тех, кто объезжает пробку по левой обочине.

  1. Такой маневр предполагает движение по встречной полосе. В это случае принимают во внимание все запреты, предусмотренные ПДД, которые связаны с проездами по встречной.
  2. Учитывается запрет движения по обочинам как дорожному элементу. Наконец, нельзя приступать к обгону, если нет уверенности, что по завершению маневра автомобилист сумеет вернуться на полосу, при этом не мешая другим участникам движения (ст.11 п.2 ПДД).

При нарушении наказание определяется по ст.12.15 КоАП (п.4) и представляет:

  • или штраф в размере 5000 рублей;
  • или лишение права управления ТС на срок 4-6 месяцев.

Если правонарушение совершено повторно, согласно ст.12.15 КоАП (п.5) назначается:

  • Штраф в сумме 5000 рублей при фиксации нарушения устройствами видеофиксации.
  • Лишение прав на год.

Стоит заметить, что в случае такого нарушения не помогут оправдания автомобилиста, выполнявшего объезд скопления машин по встречной полосе, что он якобы старался объехать препятствие. Ни заторы, ни остановившиеся на дороге исправные ТС не считаются препятствием (ст.1 п.2 ПДД).

Некоторые из водителей пытаются объяснить свой маневр тем, что выехали на обочину с целью остановки, а затем не смогли найти удобного места и продолжали движение вынужденно. Но на это сотрудники ДПС могут ответить, что во время поиска места для остановки следует продолжать движение в правом ряду . Проезжая по обочине, нетерпеливый шофер заставляет нервничать других участников движения, способствует увеличению пробок, а также может спровоцировать ДТП.

Что говорится в ПДД?

Автомобилистам, которым часто приходится стоять в пробках, стоит изучить ПДД на предмет нюансов при езде по обочинам. Почти все действия, производимые таким образом, означают административное нарушение и подлежат наказанию. Но в некоторых обстоятельствах маневр дозволяется.

В п.1.2 Правил дорожного движения обочиной называют крайнюю часть дороги, которая от проезжей отличается видом покрытия . Она также может быть отделена от основной дороги при помощи разметки 1.2.1 или 1.2.2. В ст.9 п.9 запрещена езда ТС по обочинам и разделительным полосам.

На фото изображены виды разметки, обозначающие край проезжей части:

Сплошная линия 1.2.1

Прерывистая линия 1.2.2

Несмотря на запрет продвигаться по обочинам, не редкость, когда тот или иной водитель старается обогнуть часть пробки, продвигаясь по обочине. При попытке возвратиться в ряд движущегося транспорта нарушители создают все большие проблемы для движения.

Важно! Движение по обочине представляет опасность для пешеходов и велосипедистов – тех, кому можно двигаться по данному участку.

На обочину все же можно съезжать – для этого в ПДД особо оговорены некоторые ситуации.

Когда движение по краю дороге разрешено?

Выезжать на такой элемент дороги, как обочина, можно для того, чтобы ненадолго остановиться или устроить стоянку, когда это не запрещается. Маневр разрешен только с правой стороны дороги (ст.12 п.1 ПДД). Слева остановки или стоянки разрешаются только в населенных пунктах при условии:

  1. Если для каждого из направлений только одна полоса движения, а посередине нет трамвайных рельс.
  2. Если на дороге организовано одностороннее движение. Отдельно разработаны правила для грузовых автомобилей, масса которых превышает 3,5 т. Им разрешается остановка только с целью разгрузочно-погрузочных действий.

По обочине могут двигаться автомобили:

  • При подвозе груза к расположенным вблизи дороги объектам, если нет другой возможности проезда к ним.
  • Транспорт коммунальных служб, дорожно-эксплуатационных организаций.

Допустимо двигаться по обочине:

  1. Мопедам согласно ст.24 п.7 ПДД, если это не создает помех пешеходам.
  2. Велосипедистам в возрасте от 14 лет при отсутствии специально выделенных дорожек или при невозможности передвигаться по ним (ст.24 п.2, п.6 ПДД).
  3. Гужевым повозкам, животным вьючным, верховым – они могут передвигаться в один ряд и должны держаться как можно правее (ст.25 п.2 ПДД).
  4. В случае масштабного дорожного происшествия, когда не существует другого варианта проезда, движение по обочинам не возбраняется.

Спорные ситуации

Если автомобилист не согласен с точкой зрения сотрудника ДПС, он может его обжаловать. Для этого следует подать в ГИБДД заявление, привести доводы в пользу того, что нарушения не было. Если удастся представить убедительные доказательства, можно будет избежать наказания. При безуспешных попытках оправдаться оплатить штраф все же придется.

Чаще всего автомобилисты, застигнутые на «месте преступления», пробуют оправдаться тем, что не осуществляли движение по обочине, а пытались совершить остановку. Сотрудники ДПС могут возразить, что место для остановки следует выбирать, двигаясь в ряду автомашин, а не покидая его.

В этом случае надежда на благоприятный исход дела есть – если происшествие не было зафиксировано при помощи фото- или видеосъемки . В этом случае даже при выписывании протокола вы можете отправить в суд заявление с рассмотрением собственной версии произошедшего.

Со своей стороны, автомобилист может предупредить такое развитие событий, если в самом деле намеревается остановиться.

Внимание! Наличие видеорегистратора поможет запечатлеть истинную картину событий, чтобы потом с ее помощью обжаловать судебное решение.

Обогнать автомобили по обочине в небольшом городе чаще всего удается безнаказанно. Зато в крупных населенных пунктах, где во многих проблемных местах установлены видеофиксаторы, это совсем не так просто. Выезжая на обочину с целью обгона других ТС, водителю надо понимать, что его действия с большой вероятностью обернутся денежным штрафом.

Каким образом ДПС может доказать вину?

Сотрудники ДПС, отметив нарушителя правил движения по автодорогам, обязаны принять меры к пресечению его действий. Выписывая протокол для назначения они обязаны подтвердить правомерность своих действий. Чтобы отправить дело в суд, требуется предоставить дополнительные материалы, подтверждающие совершение неправомерных действий.

Такими доказывающими материалами чаще всего являются фотографии или видеосъемка , выполненные на месте происшествия. Принимаются на рассмотрение материалы хорошего качества, где запечатлены транспортные средства с четко различимыми опознавательными знаками. Должно быть узнаваемым место съемки и совпадать с тем, что обозначено в протоколе.

Также многие сотрудники ДПС стараются непосредственно на месте происшествия получить показания свидетелей. Они также могут дополнить сведения, прилагаемые к протоколу.

Заключение

Обгон автомобилей, стоящих в пробке, при совершении маневра путем проезда по обочине квалифицируется как серьезное нарушение правил. Сотрудники ДПС обязаны пресекать такие нарушения, но они не в состоянии каждому из водителей внушить желание соблюдать культуру поведения при движении. Неверный подход к соблюдению общепринятых правил может навредить как самому автомобилисту, так и прочим участникам дорожного движения.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Сколько составляет штраф за езду по обочине в 2017 году, зависит от некоторых немаловажных нюансов. Они отображены в российском законодательстве.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

В 2017 году количество правонарушений, которые напрямую связаны с ездой по обочине, увеличились в разы.

Многие недобросовестные водители не обращают внимания на утвержденные правила дорожного движения и продолжают ездить по “своим правилам”.

Им лучше заплатить относительно небольшой штраф, но при этом не стоять в многочасовых пробках.

Рассмотрим подробней, какое наказание грозит нарушителям правил дорожного движения по вопросу езды по обочине.

Важные аспекты

Перед рассмотрением основного вопроса изначально рекомендуется изучить общие моменты и законодательное регулирование.

Это позволит минимизировать риски возникновения различного недопонимания с инспекторами ГИБДД.

Что нужно знать

Под определением “обочина” подразумевается часть дороги, которая различается от основного типа дорожного полотна.

Помимо различного покрытия, обочина разделяется от основной дороги определенной разметкой.

Согласно утвержденным правилам дорожного движения, основным предназначением обочины принято считать передвижение по ней пешеходов либо велосипедистов, включая возможность парковки транспортного средства по мере необходимости.

Передвижение транспортных средств по обочине законом признается таковым, как грубое правонарушение.
Основные последствия от передвижения по обочине отображены в ПДД.

К примеру, передвижение по обочине влечет за собой:

За передвижение по обочине водители транспортных средств привлекаются к административной ответственности.

Заметки в ПДД

Согласно пункту 1.2 ПДД России, обочина – крайняя часть дороги, отличительной особенностью которой является тип покрытия либо разметка 1.2.1/1.2.2.

Именно по обочине многие водители пытаются проехать с целью объезда имеющихся “пробок на дороге”. Нередко этим водители создают препятствия для иных участников дорожного движения и пешеходов.

В случае обнаружения нарушения, инспекторы ГИБДД немедленно останавливают транспортное средство и на основании действующего Кодекса об административных правонарушениях привлекают к административной ответственности.

Если нарушение является грубым, то есть большая вероятность изъятия прав на определенный срок.

Какими нормативными актами регулируются

Основным нормативным документом, который предусматривает административную ответственность за правонарушения правил дорожного движения принято считать КоАП РФ.

В частности водителям необходимо обращать внимание на такие статьи:

Дополнительно необходимо обращать внимание на то, что Уголовным Кодексом РФ предусматривается лишение свободы на срок до 9 лет, если езда по обочине повлекло за собой ДТП со смертельным исходом либо же серьезные нарушения со здоровьем.

Какой предусмотрен штраф за езду по обочине

С января 2015 года административная ответственность в виде штрафа за проезд по обочине составляет 1,5 тысячи рублей.

Размер взыскания далеко не всех останавливает водителей, но, по мнению инспекторов ГИБДД , ситуация на обочине изменилась в лучшем направлении и число аварий, которые напрямую связаны с таким правонарушением существенно сократилось.

Некоторые водители все-таки умудряются совершать обгон пробки не только по своей обочине (правой), но и по встречной (левой), нарушая при этом одновременно с этим несколько запретов.

Из-за такой манеры езды, водители не только заплатят цену штрафа за обочину 2017 в размере до 5 тысяч рублей, но и дополнительно будут лишены водительских прав на период до полугода.

Кому разрешено движение

Пунктом 9.9 ПДД установлен запрет на передвижение транспортных средств по разделительным полосам и обочинам.

Выезд на обочину для них может допускаться исключительно с целью остановки и стоянки (согласно пункту 12.1 ПДД России), на правой части дороги.

На левой части дороги остановка и стоянка допускается при условии:

Согласно российскому законодательству допускается возможность передвижения по обочине транспортных средств:

  • коммунальных и различных дорожных служб;
  • занимающихся подвозом грузов к объектам (включая торговых), находящихся на обочинах и отсутствуют иные способы подъезда.

Дополнительно по обочине можно передвигаться, не формируя при этом помех для пешеходов, допускается:

  • велосипедистам возрастом более 14 лет при отсутствии велосипедных дорог либо же возможности по ним передвигаться (согласно пункту 24.2 и 24.6 ПДД России);
  • мопедов;
  • гужевых повозок, а также верховых и вьющих животных (исключительно в один ряд по право стороне) – согласно пункту 25.2 ПДД.

В иных ситуациях российское законодательство исключает возможности передвигаться по обочине транспортным средствам.

Размер суммы к оплате

Сумма взыскания за данную разновидность правонарушения поднимался неоднократно. Еще несколько лет назад размер штрафа составлял всего 500 рублей, после увеличился до 1 тысячи рублей. В 2017 году за выезд на обочину – штраф 1,5 тысячи рублей.

Размер взыскания относительно небольшой, из-за чего многие недобросовестные шоферы предпочитают игнорировать требования правил дорожного движения и всеми силами пытаются объехать транспортный поток.

Из-за огромного числа правонарушений данного тип, активисты с помощью сервиса “Общественная российская инициатива” добиваются повышения размер взыскания как минимум в 2 раза.

По их мнению, это позволит существенно улучшить ситуацию с неправомерной ездой по обочинам.

Одновременно с этим важно понимать, что эффект будет только в том случае, когда водители осознают всю серьезность езды по тротуарам.

В Москве

Езда по тротуарам в столице России не является исключением. Более того, по статистике, наибольшее число правонарушений из этой категории припадают на столичных водителей.

Российское законодательство не различает регионы при определении размера взыскания. Именно по этой причине штраф стандартный – 1,5 тысячи рублей.

Если брать во внимание уровень жизни в столице, то этот штраф не оказывает необходимого воздействия на водителей.

В Санкт-Петербурге

В Санкт-Петербурге из-за постоянных пробок, многие автолюбители вынуждены ездить по тротуарам с целью скорейшего их объезда.

Наличие пробок не является основанием для того, чтобы избежать привлечения к административной ответственности.

Вне зависимости от того, кто именно нарушил установленные правила дорожного движения, размер штрафа составляет 1,5 тысячи рублей.

Видео: езда по обочине, опасная обочина, правила ПДД

Дополнительно необходимо обращать внимание на то, что в случае совершения ДТП, КАСКО не может покрыть расходы гражданской ответственности.

Ответственность при ДТП на МКАДе

Правилами дорожного движения предусмотрено несколько разновидностей ответственности:

Вне зависимости от того, на МКАДе произошло ДТП либо в ином месте/районе/регионе уровень ответственности определяется исходя из типа дорожно-транспортного нарушения.

Способы оспорить взыскание

В том случае, если водитель транспортного средства не соглашается с вынесенным для него Постановлением, то у него имеется всего 10 дней для обжалования.

Ели при нарушении были изъяты права, то обжалование возможно исключительно через судебный орган.

На улицах стали привычным явлением. Они съедают уйму рабочего и личного времени. Большинство водителей смирились с этой проблемой и терпеливо убивают на них драгоценное время. Но всегда среди них найдутся спешащие автолюбители, которые пытаются объехать колонну машин по обочине. Можно ли так делать и что будет за такой манёвр, если остановит инспектор ГИБДД?

Штрафы за езду по обочине

Под обочиной водителями обычно понимается прилегающие к дороге по бокам участки, не имеющие специального покрытия. Правила дорожного движения дают своё определение обочины:

ПДД п.1.2:

«Обочина» - элемент дороги, примыкающий непосредственно к проезжей части на одном уровне с ней, отличающийся типом покрытия или выделенный с помощью разметки , используемый для движения, остановки и стоянки в соответствии с Правилами.

По ПДД разрешается останавливаться на обочине, не нарушая правил и съехав с крайней полосы движения дороги. Стоящей на обочине машине также разрешается заехать на проезжую полосу для того, чтобы вписаться в общий поток движущегося по дороге транспорта.

Однако Правила запрещают осуществлять движение по обочине вдоль дороги (п. 9.9 ПДД). Нарушение этого запрета карается в 2018 году за езду или обгон по обочинев размере 1,5 тыс. рублей на основании ст. 12.15 ч.1 КоАП.

Статья 12.15 ч.1. КоАП РФ:

1. Нарушение правил расположения транспортного средства на проезжей части дороги, встречного разъезда, а равно движение по обочинам или пересечение организованной транспортной или пешей колонны либо занятие места в ней —
влечет наложение административного штрафа в размере одной тысячи пятисот рублей.

Поэтому часто, когда инспекторы ГИБДД предъявляют претензии по этому нарушению, автолюбители пытаются доказать им, что они только съезжали для совершения или выезжали с обочины на полосу движения.

Движение по обочине согласно ПДД

Автомобилист имеет право выезжать на обочину только для совершения остановки и стоянки с правой стороны дороги.

Это регламентируется пунктом 12.1 ПДД :

12.1. Остановка и стоянка транспортных средств разрешаются на правой стороне дороги на обочине, а при ее отсутствии - на проезжей части у ее края и в случаях, установленных пунктом 12.2 Правил, - на тротуаре.

Этот же пункт ПДД разрешает остановку на левой обочине в случае:

  1. На левой стороне дороги остановка и стоянка разрешаются в населенных пунктах на дорогах с одной полосой движения для каждого направления без трамвайных путей посередине
  2. и на дорогах с односторонним движением (грузовым автомобилям с разрешенной максимальной массой более 3,5 т на левой стороне дорог с односторонним движением разрешается лишь остановка для загрузки или разгрузки).

В случае остановки или стоянки на обочине не предусмотренных ПДД не забудьте включить аварийную сигнализацию.

Разрешено перемещение по обочине автомобилям коммунальных и дорожных служб, а также грузовым авто для подвозки грузов к месту доставки.

Имеется разрешение для движения по обочине и у водителей велосипедов и мопедов, согласно пункту , а также у гужевого транспорта и вьючных животных, согласно пункту .

Для всех остальных транспортных средств езда правой обочине, объезд пробки, обгон — это все безусловное нарушение ПДД, которое наказывается административным штрафом при фиксации нарушения инспектором ГИБДД или камерой автоматической фиксации.

Выезд на встречную обочину с левой стороны

Выезд на встречную обочину слева безрассудный водитель чаще всего совершает с целью обгона или объезда пробки/затора на дороге. С точки зрения ПДД — это более серьезное правонарушение, так как нарушается сразу несколько правил дорожного движения. Самым серьезным нарушением в таком случае может быть , что чревато лишением водительских прав на 4-6 месяцев или административным штрафом в 5000 рублей. Следует помнить, что объезд пробки или затора на дороге не считается в ПДД объездом препятствия, за который полагается штраф в 1500 рублей.

Когда можно получить штраф

Это нарушение является самым противоречивым с точки зрения толкования закона, так как законодателями не до конца продуманы все технические вопросы его определения. Например, по Правилам допускается парковка автомашины на обочине, если она не мешает . Для выполнения этого манёвра водитель вынужден совершать движение по обочине.
При выезде со стоянки на обочину бдительный инспектор ГИБДД, озабоченный выполнением плана по выявлению нарушений, может остановить машину и предъявить претензии по поводу езды по обочине. Доказать свою правоту водителю в данном случае будет непросто. В своё время инициаторами данного нововведения о запрете движения по обочине были общественные организации, которые радели за интересы и безопасность пешеходов.

В результате нечёткого решения вопроса законодателями сильно пострадали водители, которые рискуют поплатиться дополнительным штрафом за езду по обочине, даже в тех безобидных случаях, когда они решают припарковаться на ней на вполне законных основаниях. В зависимости от настойчивости и прихоти инспектора ГИБДД водитель может спокойно потерять не лишние для него 1500 рублей.

Для справедливости нужно отметить, что большинство полицейских с пониманием относятся к данной проблеме и не применяют штрафные санкции, если движение производится с целью совершения разрешённой остановки и стоянки, а также при выезде с места стоянки на проезжую часть. Однако, в случае использования обочины для обгона потока машин или совершения неправомерной стоянки, инспекторы ГИБДД без всяких раздумий применяют своё законное право.



Просмотров