Административный надзор устанавливается. Сколько лет дают по закону об административном надзоре

Вопрос о противоречии Конституции Российской Федерации Федерального Закона от 06.04.2011 года № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» - это вопрос о нарушении властью конституционных прав и свобод граждан, находящихся или находившихся в местах лишения свободы; прав, гарантированных высшим Законом страны.

В ч. 1 ст. 15 Конституции РФ четко сказано, что Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции РФ.

Федеральный закон № 64-ФЗ противоречит ч. 1 ст. 54 Конституции РФ, а именно:

В ч. 1 ст. 54 Конституции РФ сказано, что закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет.

В ч. 2 ст. 1 ФЗ № 64 сказано, что административные ограничения, устанавливаемые в отношении поднадзорного лица, являются ограничениями его прав и свобод.

Ограничения прав и свобод, предусмотренные ч.1 ст. 4 ФЗ № 64, совпадают с наказанием, предусмотренным ст.53 УК РФ «Ограничение свободы» - фактически является его копией.

Для справки:

Статьей 5 Федерального закона от 27 декабря 2009 г. N 377-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с введением в действие положений Уголовного кодекса Российской Федерации и Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации о наказании в виде ограничения свободы" Указ Президиума Верховного Совета СССР «Об административном надзоре органов милиции за лицами, освобожденными из мест лишения свободы » был отменен.

То есть административный надзор существовал и ранее, но был отменен из-за введения уголовного наказания в виде ограничения свободы - ст. 53 УК РФ.

Законодатель сам указывает на то, что административный надзор совпадает с наказанием в виде ограничения свободы. Поэтому всякие утверждения о том, что административный надзор юридически не является наказанием, не состоятельны.

Административный надзор нужно рассматривать именно как наказание в виде ограничения свободы, а лицо, в отношении которого установлен административный надзор, как осужденного к ограничению свободы.

Учитывая указанное, ст.3 и ч.ч. 2,3 статьи 13 Федерального закона № 64-ФЗ, предусматривающие установление административного надзора по изложенным в них основаниям в отношении лиц, совершивших преступление до вступления в силу данного Федерального закона, противоречат части 1 статьи 54 Конституции РФ, так как являются отягчающими ответственность.

Кроме того, ст.3 и ч.ч. 2,3 статьи 13 Федерального закона № 64-ФЗ в указанном смысле противоречат не только Конституции РФ, но и ч. 1 ст. 7 Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 04.11.1950 года, ч. 2 ст. 11 Всеобщей декларации прав человека от 10.12.1948 года, ч. 2 ст. 35 Декларации прав и свобод гражданина и человека от 22.11.1991 года, в которых сказано, что закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет.

Конституционный суд РФ просто обязан признать ФЗ № 64 противоречащим ч. 1 ст. 54 Конституции РФ и, исходя из ч. 1 ст. 15 Конституции РФ, отменить.

Нарушая конституционные права и свободы граждан, власть объясняет свои действия заботой об общественной безопасности. Но разве соблюдение властью законных прав и свобод всех граждан не является не менее важным условием общественной безопасности? Самые кровавые преступления в истории человечества тоже происходили под видом благих намерений. Последними примерами тому являются фашизм и коммунизм. Сегодня отобрали права и свободы у одних с молчаливого согласия других, а завтра наоборот. Поэтому нельзя оставлять без должного внимания и реакции подобные явления.

Я тоже всецело против преступности, тем более таких ее проявлений, как педофилия. И я понимаю, что есть необходимость контроля за некоторыми, опасными для общества людьми. Но нужно быть объективными и осознавать, что живем в стране, где правильные идеи часто воплощаются в извращенной форме.

Административный надзор используется недобросовестными сотрудниками ФСИН и МВД как репрессивная мера для неугодных им лиц - заявителях о коррупции и о связанных с ней других преступлениях.

За человеком, находящимся под административным надзором, проще найти повод для привлечения к административной и уголовной ответственности. А самое главное, что такой человек не имеет возможности уйти от преследования. Попытка скрыться будет квалифицирована, как уклонение от надзора, а за это предусмотрена уголовная ответственность по статье 314 УК РФ. Прочтите Федеральный закон об административном надзоре. Формально человек находится на свободе, а реально под постоянным полицейским «колпаком». Что это, если не ГУЛАГ?

В случаи отказа Конституционного суда РФ нужно обращаться в ЕСПЧ.

Мне важно мнение и поддержка каждого человека, которому не чужда данная проблема. Только вместе мы сможем добиться правды и справедливости.

С уважением,

Александр Гусев

4) двух и более преступлений, предусмотренных частью первой статьи 228, статьей 228.3, частью первой статьи 231, частью первой статьи 234.1 Уголовного кодекса Российской Федерации.

2. Административный надзор устанавливается независимо от наличия оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость за:

1) совершение преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего (за исключением лица, указанного в части 2.1 настоящей статьи);

2) совершение преступления при опасном или особо опасном рецидиве преступлений;

3) совершение тяжкого или особо тяжкого преступления, предусмотренного пунктом "л" части второй статьи 105 , пунктом "е" части второй статьи 111 , пунктом "з" части второй статьи 117 , частью четвертой статьи 150 (в случае совершения преступления по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы), - 205.5, , , , , , - , - 282.3, , , , и 361 Уголовного кодекса Российской Федерации;

4) совершение в период нахождения под административным надзором преступления, за которое это лицо осуждено к лишению свободы и направлено к месту отбывания наказания (за исключением лица, указанного в части 2.1 настоящей статьи).

2.1. Административный надзор устанавливается судом в отношении лица, совершившего в возрасте старше восемнадцати лет преступление против половой неприкосновенности несовершеннолетнего, не достигшего четырнадцатилетнего возраста, и страдающего расстройством сексуального предпочтения (педофилией), не исключающим вменяемости, независимо от наличия оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи. Порядок установления и прекращения административного надзора в отношении указанного лица осуществляется в соответствии с федеральным законом.

3. В отношении указанного в части 1 настоящей статьи лица административный надзор устанавливается, если:

1) лицо в период отбывания наказания в местах лишения свободы признавалось злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания;

2) лицо, отбывшее уголовное наказание в виде лишения свободы и имеющее непогашенную либо неснятую судимость, совершает в течение одного года два и более административных правонарушения против порядка управления, и (или) административных правонарушения, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность и (или) на здоровье населения и общественную нравственность, и (или) административных правонарушения, предусмотренных частью 7 статьи 11.5, и (или) статьей 11.9 , и (или) статьей 12.8, и (или) статьей 12.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.


Судебная практика по статье 3 ФЗ от 06.04.2011 № 64-ФЗ

    Решение № 2А-603/2018 2А-603/2018~М-562/2018 М-562/2018 от 30 июля 2018 г. по делу № 2А-603/2018

    Шолоховский районный суд (Ростовская область) - Гражданские и административные

    1 Кодекса РФ об АП; - постановление об административном правонарушении от 15.03.2018г. по ст. 20.21 Кодекса РФ об АП. Руководствуясь п.2 ч. 3 ст. 3 ФЗ № 64 «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» и обращаясь в суд с данным административным исковым заявлением просит рассмотреть вопрос об...

    Решение № 2А-552/2018 2А-552/2018~М-499/2018 М-499/2018 от 30 июля 2018 г. по делу № 2А-552/2018

    Решение № 2А-553/2018 2А-553/2018~М-500/2018 М-500/2018 от 27 июля 2018 г. по делу № 2А-553/2018

    Коряжемский городской суд (Архангельская область) - Гражданские и административные

    В судебное заседание не явился, представил письменное ходатайство о рассмотрении дела об установлении в отношении него административного надзора в его отсутствие. Руководствуясь положениями частей 1, 3 , 4 и 5 статьи 272 и ст. 84 КАС РФ, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие административного ответчика Тимофеева В.А., извещенного о месте и времени...

    Решение № 2А-546/2018 2А-546/2018~М-497/2018 М-497/2018 от 27 июля 2018 г. по делу № 2А-546/2018

    Коряжемский городской суд (Архангельская область) - Гражданские и административные

    Мест лишения свободы, установленных судом временных ограничений его прав и свобод, а также за выполнением им обязанностей, предусмотренных законом. В соответствии с частью 1 статьи 3 ФЗ «Об административном надзоре» (в редакции ФЗ от 29 июля 2017 года № 252-ФЗ) административный надзор устанавливается судом при наличии оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, в...

    Решение № 2А-1916/2018 2А-1916/2018~М-1808/2018 М-1808/2018 от 26 июля 2018 г. по делу № 2А-1916/2018

    Решение № 2А-1918/2018 2А-1918/2018~М-1812/2018 М-1812/2018 от 26 июля 2018 г. по делу № 2А-1918/2018

    Металлургический районный суд г. Челябинска (Челябинская область) - Гражданские и административные

    В месяц. Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив письменные материалы, заслушав заключение прокурора, суд приходит к следующему. В соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 3 Федерального закона «Об административном надзор» административный надзор устанавливается независимо от наличия оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения...

    Решение № 2А-1917/2018 2А-1917/2018~М-1810/2018 М-1810/2018 от 26 июля 2018 г. по делу № 2А-1917/2018

    Металлургический районный суд г. Челябинска (Челябинская область) - Гражданские и административные

    В период с 22:00 часов до 06:00 часов, обязательной явки в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации 3 раза в месяц, запрета посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участие в указанных мероприятиях. В судебном заседании административный истец - представитель ФКУ ИК-2 ГУФСИН России...

    Решение № 2А-1883/2018 2А-1883/2018~М-1855/2018 М-1855/2018 от 25 июля 2018 г. по делу № 2А-1883/2018

    Щекинский районный суд (Тульская область) - Гражданские и административные

    Ст. 157 УК РФ к лишению свободы сроком на 5 месяцев, с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима, с исчислением срока отбывания наказания с 3 апреля 2018 года. Конец срока 2 сентября 2018 года. В обоснование своего заявления административный истец указал, что решением от 19 октября 2017 года, вступившим в...

    Решение № 2А-1563/2018 2А-1563/2018~М-1281/2018 М-1281/2018 от 25 июля 2018 г. по делу № 2А-1563/2018

    Сарапульский городской суд (Удмуртская Республика) - Гражданские и административные

    Административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» (далее по тексту ФЗ «Об административном надзоре»), административный надзор устанавливается судом при наличии оснований, предусмотренных частью 3 ст. 3 ФЗ «Об административном надзоре», в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость за совершение тяжкого или...

    Решение № 2А-2509/2018 2А-2509/2018~М-2761/2018 М-2761/2018 от 25 июля 2018 г. по делу № 2А-2509/2018

    Ленинский районный суд г. Астрахани (Астраханская область) - Гражданские и административные

    Надзор, судимо приговором суда от 15.06.1999 года в том числе за совершение преступления, предусмотренного ст. 317 Уголовного Кодекса РФ, что в силу п. 3 ч.2 ст. 3 ФЗ «Об административном надзоре» от 06.04.2011 является основанием для установления ему административного надзора. Просил рассмотреть вопрос об установлении административного надзора в...

С изменениями и дополнениями от:

ГАРАНТ:

См. комментарий к настоящему Федеральному закону

О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, см. постановление Пленума Верховного Суда РФ от 16 мая 2017 г. N 15

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

1) административный надзор - осуществляемое органами внутренних дел наблюдение за соблюдением лицом, освобожденным из мест лишения свободы, установленных судом в соответствии с настоящим Федеральным законом временных ограничений его прав и свобод, а также за выполнением им обязанностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом ;

2) административное ограничение - временное ограничение прав и свобод лица, освобожденного из мест лишения свободы, установленное судом в соответствии с настоящим Федеральным законом ;

3) поднадзорное лицо - лицо, в отношении которого осуществляется административный надзор;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 мая 2017 г. N 102-ФЗ статья 1 дополнена пунктом 4

4) место фактического нахождения - избираемая лицом, освобожденным из мест лишения свободы и не имеющим места жительства или пребывания, территория внутригородского муниципального образования города федерального значения, территория внутригородского района (в случае его отсутствия - города) либо территория городского или сельского поселения.

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 1 настоящего Федерального закона

Статья 2. Задачи административного надзора

Административный надзор устанавливается для предупреждения совершения лицами, указанными в статье 3 настоящего Федерального закона, преступлений и других правонарушений, оказания на них индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов.

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 2 настоящего Федерального закона

Статья 3. Лица, в отношении которых устанавливается административный надзор

1. Административный надзор устанавливается судом при наличии оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость, за совершение:

1) тяжкого или особо тяжкого преступления;

2) преступления при рецидиве преступлений;

3) умышленного преступления в отношении несовершеннолетнего;

Информация об изменениях:

Часть 1 дополнена пунктом 4 с 10 августа 2017 г. - Федеральный закон от 29 июля 2017 г. N 252-ФЗ

4) двух и более преступлений, предусмотренных частью первой статьи 228 , статьей 228.3 , частью первой статьи 231 , частью первой статьи 234.1 Уголовного кодекса Российской Федерации.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 мая 2017 г. N 102-ФЗ часть 2 статьи 3 изложена в новой редакции

2. Административный надзор устанавливается независимо от наличия оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость за:

1) совершение преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего (за исключением лица, указанного в части 2.1 настоящей статьи);

2) совершение преступления при опасном или особо опасном рецидиве преступлений;

3) совершение тяжкого или особо тяжкого преступления, предусмотренного пунктом "л" части второй статьи 105 , пунктом "е" части второй статьи 111 , пунктом "з" части второй статьи 117 , частью четвертой статьи 150 (в случае совершения преступления по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы), статьями 205 - 205.5 , 206 , 208 , 211 , 220 , 221 , 277 - 279 , 282 - 282.3 , 295 , 317 , 357 , 360 и 361 Уголовного кодекса Российской Федерации;

4) совершение в период нахождения под административным надзором преступления, за которое это лицо осуждено к лишению свободы и направлено к месту отбывания наказания (за исключением лица, указанного в части 2.1 настоящей статьи).

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 432-ФЗ статья 3 дополнена частью 2.1

2.1. Административный надзор устанавливается судом в отношении лица, совершившего в возрасте старше восемнадцати лет преступление против половой неприкосновенности несовершеннолетнего, не достигшего четырнадцатилетнего возраста, и страдающего расстройством сексуального предпочтения (педофилией), не исключающим вменяемости, независимо от наличия оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи. Порядок установления и прекращения административного надзора в отношении указанного лица осуществляется в соответствии с федеральным законом.

3. В отношении указанного в части 1 настоящей статьи лица административный надзор устанавливается, если:

1) лицо в период отбывания наказания в местах лишения свободы признавалось злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 мая 2017 г. N 102-ФЗ в пункт 2 части 3 статьи 3 внесены изменения

2) лицо, отбывшее уголовное наказание в виде лишения свободы и имеющее непогашенную либо неснятую судимость, совершает в течение одного года два и более административных правонарушения против порядка управления, и (или) административных правонарушения, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность и (или) на здоровье населения и общественную нравственность, и (или) административных правонарушения, предусмотренных частью 7 статьи 11.5

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 3 настоящего Федерального закона

Статья 4. Административные ограничения, устанавливаемые при административном надзоре

1. В отношении поднадзорного лица могут устанавливаться следующие административные ограничения:

2) запрещение посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях;

3) запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в определенное время суток;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 мая 2017 г. N 102-ФЗ в пункт 5 части 1 статьи 4 внесены изменения

См. текст пункта в предыдущей редакции

5) обязательная явка от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 мая 2017 г. N 102-ФЗ часть 2 статьи 4 изложена в новой редакции

См. текст части в предыдущей редакции

2. Обязательным является установление судом административного ограничения в виде:

1) обязательной явки поднадзорного лица от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации;

2) запрещения поднадзорному лицу, имеющему непогашенную либо неснятую судимость за совершение преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего, выезда за установленные судом пределы территории;

3) запрещения поднадзорному лицу, не имеющему места жительства или пребывания, выезда за установленные судом пределы территории.

3. Суд в течение срока административного надзора на основании заявления органа внутренних дел или поднадзорного лица либо его представителя с учетом сведений об образе жизни и о поведении поднадзорного лица, а также о соблюдении им административных ограничений может частично отменить административные ограничения или на основании заявления органа внутренних дел может дополнить ранее установленные поднадзорному лицу административные ограничения.

4. В случаях, предусмотренных частью 3 статьи 12 настоящего Федерального закона, установленные поднадзорному лицу в соответствии с пунктами 1 , 2 и 5 части 1 настоящей статьи административные ограничение или ограничения применяются по месту его временного пребывания.

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 4 настоящего Федерального закона

Статья 5. Срок административного надзора

1. Административный надзор устанавливается в отношении:

Информация об изменениях:

Пункт 1 изменен с 10 августа 2017 г. - Федеральный закон от 29 июля 2017 г. N 252-ФЗ

См. предыдущую редакцию

1) лиц, указанных в части 1 (пункты 1 , 2 и 4 ) статьи 3 настоящего Федерального закона, на срок от одного года до трех лет, но не свыше срока, установленного законодательством Российской Федерации для погашения судимости;

2) лиц, указанных в части 1 (пункт 3 ) и части 2 статьи 3 настоящего Федерального закона, на срок, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 432-ФЗ часть 1 статьи 5 дополнена пунктом 3

3) лиц, указанных в части 2.1 статьи 3 настоящего Федерального закона, на срок назначения принудительных мер медицинского характера, но не менее срока, установленного законодательством Российской Федерации для погашения судимости.

2. В случаях, предусмотренных статьей 7 настоящего Федерального закона, административный надзор может быть продлен на срок до шести месяцев, но не свыше срока, установленного законодательством Российской Федерации для погашения судимости.

3. Срок административного надзора исчисляется в отношении:

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 мая 2017 г. N 102-ФЗ в пункт 1 части 3 статьи 5 внесены изменения

См. текст пункта в предыдущей редакции

1) лица, указанного в части 1 статьи 3 настоящего Федерального закона, при наличии основания, предусмотренного пунктом 1 части 3 статьи 3 настоящего Федерального закона, и лиц, указанных в частях 2 и 2.1 статьи 3 настоящего Федерального закона, со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения;

2) лица, указанного в части 1 статьи 3 настоящего Федерального закона, при наличии основания, предусмотренного пунктом 2 части 3 статьи 3 настоящего Федерального закона, со дня вступления в законную силу решения суда об установлении административного надзора.

4. В случае назначения лицу ограничения свободы в качестве дополнительного вида наказания, а также при замене неотбытой части наказания в виде лишения свободы ограничением свободы срок административного надзора исчисляется со дня отбытия наказания в виде ограничения свободы.

5. Течение срока административного надзора приостанавливается в случае:

1) объявления поднадзорного лица в розыск;

2) признания поднадзорного лица безвестно отсутствующим;

3) заключения поднадзорного лица под стражу;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 мая 2017 г. N 102-ФЗ часть 5 статьи 5 дополнена пунктом 4

4) осуждения поднадзорного лица, указанного в части 2.1 статьи 3 настоящего Федерального закона, к лишению свободы за совершение им в период нахождения под административным надзором преступления и направления его к месту отбывания наказания.

6. После устранения обстоятельства, послужившего основанием для приостановления срока административного надзора, течение такого срока продолжается.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 мая 2017 г. N 102-ФЗ статья 5 дополнена частью 7

7. В случае приостановления течения срока административного надзора в отношении лица, указанного в части 2.1 статьи 3 настоящего Федерального закона, по основанию, предусмотренному пунктом 4 части 5 настоящей статьи, течение срока административного надзора не продолжается, если в процессе отбывания наказания в местах лишения свободы было прекращено применение принудительных мер медицинского характера в отношении указанного лица и истек срок судимости, ставшей основанием для установления административного надзора.

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 5 настоящего Федерального закона

Глава 2. Установление, продление, прекращение и осуществление административного надзора

Статья 6. Порядок установления, продления и прекращения административного надзора

Административный надзор устанавливается судом на основании заявления исправительного учреждения или органа внутренних дел, продлевается судом на основании заявления органа внутренних дел, досрочно прекращается судом на основании заявления органа внутренних дел или поднадзорного лица либо его представителя, прекращается по основаниям, предусмотренным частью 1 статьи 9 настоящего Федерального закона.

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 6 настоящего Федерального закона

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 мая 2017 г. N 102-ФЗ в статью 7 внесены изменения

См. текст статьи в предыдущей редакции

Статья 7. Продление административного надзора

Административный надзор может быть продлен судом в связи с совершением поднадзорным лицом в течение одного года двух и более административных правонарушений против порядка управления, и (или) административных правонарушений, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность и (или) на здоровье населения и общественную нравственность, и (или) административных правонарушений, предусмотренных частью 7 статьи 11.5 , и (или) статьей 11.9 , и (или) статьей 12.8 , и (или) статьей 12.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 7 настоящего Федерального закона

Статья 8. Осуществление административного надзора

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 мая 2017 г. N 102-ФЗ в часть 1 статьи 8 внесены изменения

См. текст части в предыдущей редакции

1. Наблюдение за соблюдением поднадзорным лицом установленных в отношении его административных ограничений, а также за выполнением им предусмотренных настоящим Федеральным законом обязанностей осуществляется органом внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения поднадзорного лица.

2. Порядок осуществления органами внутренних дел административного надзора устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 8 настоящего Федерального закона

Статья 9. Прекращение административного надзора

1. Административный надзор прекращается по следующим основаниям:

1) истечение срока административного надзора;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 мая 2017 г. N 102-ФЗ в пункт 2 части 1 статьи 9 внесены изменения

См. текст пункта в предыдущей редакции

2) снятие судимости с поднадзорного лица (за исключением лица, указанного в части 2.1 статьи 3 настоящего Федерального закона);

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 мая 2017 г. N 102-ФЗ в пункт 3 части 1 статьи 9 внесены изменения

См. текст пункта в предыдущей редакции

3) осуждение поднадзорного лица к лишению свободы и направление его к месту отбывания наказания (за исключением лица, указанного в части 2.1 статьи 3 настоящего Федерального закона);

4) вступление в законную силу решения суда об объявлении поднадзорного лица умершим;

5) смерть поднадзорного лица;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 мая 2017 г. N 102-ФЗ часть 1 статьи 9 дополнена пунктом 6

6) прекращение применения принудительных мер медицинского характера в отношении поднадзорного лица, указанного в части 2.1 статьи 3 настоящего Федерального закона, если имеющаяся у него судимость погашена или снята;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 мая 2017 г. N 102-ФЗ часть 1 статьи 9 дополнена пунктом 7

7) погашение или снятие судимости, если применение принудительных мер медицинского характера в отношении поднадзорного лица, указанного в части 2.1 статьи 3 настоящего Федерального закона, было прекращено ранее.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 мая 2017 г. N 102-ФЗ в часть 2 статьи 9 внесены изменения

См. текст части в предыдущей редакции

2. Административный надзор может быть досрочно прекращен судом на основании заявления органа внутренних дел или поднадзорного лица либо его представителя по истечении не менее половины установленного судом срока административного надзора при условии, что поднадзорное лицо добросовестно соблюдает административные ограничения, выполняет обязанности, предусмотренные настоящим Федеральным законом , и положительно характеризуется по месту работы и (или) месту жительства, пребывания или фактического нахождения. Суд, в который было подано заявление о досрочном прекращении административного надзора, уведомляет об этом потерпевшего и (или) его представителя в письменной форме в день принятия заявления к рассмотрению.

3. В случае отказа суда в досрочном прекращении административного надзора повторное заявление может быть подано в суд не ранее чем по истечении шести месяцев со дня вынесения решения суда об отказе в досрочном прекращении административного надзора.

4. В отношении лица, которое отбывало наказание за преступление против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего, административный надзор не может быть прекращен досрочно.

5. После прекращения административного надзора поднадзорное лицо снимается с учета в органах внутренних дел.

6. При прекращении административного надзора не исключается установление судом административного надзора повторно в отношении лица, указанного в части 1 статьи 3 настоящего Федерального закона, при наличии основания, предусмотренного пунктом 2 части 3 статьи 3 настоящего Федерального закона, в течение срока, установленного законодательством Российской Федерации для погашения судимости.

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 9 настоящего Федерального закона

Глава 3. Права и обязанности поднадзорного лица. Полномочия органов внутренних дел при осуществлении административного надзора

Статья 10. Права поднадзорного лица

Поднадзорное лицо имеет право:

1) обращаться в суд с заявлением о досрочном прекращении административного надзора, а также о частичной отмене установленных судом административных ограничений;

2) обжаловать решения суда об установлении или о продлении административного надзора либо об установлении связанных с ним административных ограничений;

3) обращаться в орган внутренних дел с заявлением о получении разрешения на пребывание вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания, и (или) на краткосрочный выезд за установленные судом пределы территории в связи с исключительными личными обстоятельствами, предусмотренными частью 3 статьи 12

4) обжаловать действия (бездействие) органа внутренних дел при осуществлении административного надзора.

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 10 настоящего Федерального закона

Статья 11. Обязанности поднадзорного лица

1. Поднадзорное лицо обязано:

1) прибыть в определенный администрацией исправительного учреждения срок к избранному им месту жительства или пребывания после освобождения из мест лишения свободы;

2) явиться для постановки на учет в орган внутренних дел в течение трех рабочих дней со дня прибытия к избранному им месту жительства или пребывания после освобождения из мест лишения свободы, а также после перемены места жительства или пребывания;

3) явиться для постановки на учет в орган внутренних дел по месту временного пребывания в течение трех дней в случае получения по исключительным личным обстоятельствам, предусмотренным частью 3 статьи 12 настоящего Федерального закона, разрешения органа внутренних дел на пребывание вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания, и (или) на краткосрочный выезд за установленные судом пределы территории;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 мая 2017 г. N 102-ФЗ в пункт 4 части 1 статьи 11 внесены изменения

См. текст пункта в предыдущей редакции

4) уведомить орган внутренних дел по месту временного пребывания о выезде к месту жительства, пребывания или фактического нахождения, если поднадзорное лицо находилось по месту временного пребывания по исключительным личным обстоятельствам, предусмотренным частью 3 статьи 12 настоящего Федерального закона;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 мая 2017 г. N 102-ФЗ в пункт 5 части 1 статьи 11 внесены изменения

См. текст пункта в предыдущей редакции

5) уведомить орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения в течение трех рабочих дней о перемене места жительства, пребывания или фактического нахождения, а также о возвращении к месту жительства, пребывания или фактического нахождения, если поднадзорное лицо отсутствовало по исключительным личным обстоятельствам, предусмотренным частью 3 статьи 12 настоящего Федерального закона;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 мая 2017 г. N 102-ФЗ в пункт 6 части 1 статьи 11 внесены изменения

См. текст пункта в предыдущей редакции

6) уведомить орган внутренних дел, осуществляющий административный надзор в отношении указанного лица, в течение трех рабочих дней о трудоустройстве, перемене места работы или об увольнении с работы;

7) допускать сотрудников органов внутренних дел в жилое или иное помещение, являющееся местом жительства либо пребывания, в определенное время суток, в течение которого этому лицу запрещено пребывание вне указанного помещения.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 мая 2017 г. N 102-ФЗ в часть 2 статьи 11 внесены изменения

См. текст части в предыдущей редакции

2. Поднадзорное лицо обязано также являться по вызову в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения в определенный этим органом срок, давать объяснения в устной и (или) письменной форме по вопросам, связанным с соблюдением им установленных судом административных ограничений и выполнением обязанностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

3. В случае несоблюдения установленных судом административных ограничений или невыполнения обязанностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом, поднадзорное лицо несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

ГАРАНТ:

На протяжении последних лет вновь введенный в 2011 г. законодателем правовой институт административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, получил широкое развитие.
Судами Архангельской области в течение полутора лет начиная с 2014 г. рассмотрено 1222 дела по заявлениям об установлении административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, 154 - о продлении срока надзора и 116 - по заявлениям о дополнении или частичной отмене административных ограничений, прекращении надзора.
Доля таких дел от общего числа рассмотренных возросла и в первом полугодии 2015 года, составив 2,52% (в 2014 г. - 2,29%).
Судебная процедура установления лицу, освобожденному из мест лишения свободы, ограничений, направленных на предупреждение совершения преступлений и других правонарушений, регламентирована Федеральным законом от 6 апреля 2011 г. N 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы", а также Кодексом административного судопроизводства РФ.
Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 27 июня 2013 г. N 22 судам даны разъяснения законодательства в этой сфере.
Несмотря на формирование основанной в целом на правильном применении закона судебной практики по делам этой категории, есть определенные сложности при установлении сроков действия, а также порядка исполнения административных ограничений.
В силу п. 2 ч. 1 и п. 1 ч. 3 ст. 5 Федерального закона N 64-ФЗ административный надзор устанавливается в отношении лиц, указанных в ч. ч. 1 и 2 ст. 3 Закона, на срок, предусмотренный законодательством РФ для погашения судимости, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания с момента постановки на учет в органе внутренних дел поднадзорного лица.
Правоприменители нередко допускают ошибки при установлении последней даты погашения судимости, поскольку не принимают во внимание положения ч. 2 ст. 173 Уголовно-исполнительного кодекса РФ о том, что осужденные к лишению свободы освобождаются в первой половине последнего дня срока наказания.
Если срок наказания оканчивается в выходной или праздничный день, то осужденный освобождается от отбывания наказания в предвыходной или предпраздничный день. При исчислении срока наказания в месяцах он истекает в соответствующее число последнего месяца, а если этот месяц не имеет соответствующего числа - в последний день этого месяца.
Для правильного установления административного надзора необходимо проверять, на какой день (рабочий, праздничный, выходной) приходится окончание срока наказания в виде лишения свободы, а также определять окончание административного надзора днем, предшествующим числу месяца, в котором освобожден осужденный.
Наряду с указанными случаями основанием для апелляционного вмешательства становилось определение срока погашения судимости без учета изменений уголовного закона.
Федеральным законом от 23 июля 2013 г. N 218-ФЗ в ст. 86 УК РФ внесены изменения. Судимость в отношении лиц, осужденных к лишению свободы за тяжкие и особо тяжкие преступления, стала погашаться по истечении восьми и десяти лет соответственно (ранее - шести и восьми).
В такой правовой ситуации следует учитывать положение об обратной силе уголовного закона, в соответствии с которым не допускается ухудшение положения поднадзорного лица, и при установлении срока административного надзора руководствоваться действовавшей на момент вынесения приговора редакцией Уголовного кодекса РФ.
Помимо этого, сложности вызывает определение порядка исполнения административных ограничений.
К их числу относятся: запрет на пребывание в определенных местах; посещение мест проведения массовых и иных мероприятий и участие в указанных мероприятиях; пребывание вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства, либо пребывание поднадзорного лица в определенное время суток; выезд за установленные судом пределы территории; а также обязательная явка от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации.
Неверным является расширительное толкование пределов административных ограничений, которые должны обеспечить достижение справедливого баланса публичных и частных интересов при их назначении.
В связи с этим ошибочно установление судом поднадзорному лицу обязательной явки в конкретный орган внутренних дел для регистрации.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 25 июня 1993 г. N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" каждый гражданин РФ имеет право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ. Эта норма корреспондирует с положениями ч. 1 ст. 27 Конституции РФ.
Указание в решении суда наименования органа внутренних дел (например, ОВД "Приморский"), в который обязано являться лицо для исполнения административного ограничения, будет ограничивать его конституционное право на выбор места жительства в другом населенном пункте РФ.
Административное ограничение в виде запрета пребывания вне жилого помещения поднадзорного лица в некоторых случаях судами необоснованно ставилось в зависимость от какого-либо условия (например, возможность находиться вне дома с разрешения органа внутренних дел либо по причинам, связанным с осуществлением трудовой деятельности).
В этом случае законодателем четко сформулирована норма об административном ограничении, которое назначается судом с учетом характера и степени общественной опасности совершенного лицом преступления и иных подлежащих оценке обстоятельств, и расширительному толкованию она не подлежит.
Названные нарушения - безусловное основание для прокурорского вмешательства. За неполный 2015 год органами прокуратуры Архангельской области принесено 35 апелляционных представлений о приведении судебных постановлений в соответствие с законом, доводы которых признаны обоснованными.

Рассмотрим в данной статье административный надзор за осужденными после освобождения, изменения в 2019 году, а также его специфику и права структур, выполняющих контроль.

  1. 64 фз об административном надзоре;
  2. Кто попадает под надзор?
  3. Различия между надведомственным контролем и административным;
  4. Стадии проводимого надзора.

64 фз об административном надзоре

В 2011 году был принят ФЗ №64, регулирующий порядок исполнения административного надзора. Закон 64 «Об административном надзоре» был принят в связи с увеличением рецидивов со стороны лиц, ранее отбывших наказание. Поэтому было решено установить меры для осуществления надзора и контроля над людьми, которые уже освободились, но с них ещё не была снята судимость.

Основными задачами для осуществления и назначения надзора являются:

1. Предупреждение совершения повторного правонарушения;

2. Профилактические меры для защиты интересов государственного и общественного характера.

На основании 11 статьи ФЗ 64 лицу, отбывшему наказание, были вменены обязанности определенного характера. А именно:

1. Не менять место жительство без уведомления контролирующих органов;

2. Приходить по первому вызову для разъяснения причин в части нарушения режима;

3. При выезде за рамки района либо города уведомлять органы правопорядка.

Среди дополнительных мер могут быть введены следующие правила:

1. Комендантский час. В период времени с 22:00 до 6:00 необходимо находиться по месту проживания;

2. Поднадзорный не имеет право посещать определенные места (детские сады или развлекательные заведения);

3. В обязательном порядке в назначенный день нужно являться в контролирующий орган.

При этом каждое из этих ограничений в определенном случае может быть либо ослаблено, либо, наоборот, ужесточиться, принимает такие решения только начальник ОВД.

Кто попадает под надзор?

На основании Федерального закона под контроль попадают люди, которые освободились из мест лишения свободы, однако судимость с них еще не снята, в отношении реализации тяжелых и особо тяжелых преступлений. А также в части правонарушений умышленного характера и при повторении преступлений. Наблюдение может быть установлено за лицами, осуждёнными за преступления в отношении малолетних лиц и на покушение на их половую свободу. И в отношении лиц, которые:

  • Являлись опасными нарушителями порядка, определенного в тюрьмах;
  • Совершившие после выхода на свободу в течение года несколько административных нарушений.

Надзор назначается в судебном порядке, в связи с этим лицо сразу ограничивается в походе в определенные места, могут его ограничить даже в визите мест многочисленного пребывания граждан. Поднадзорному необходимо либо 1 раз в месяц, либо несколько раз приходить в ОВД для регистрации.
В период проведения административного надзора суд может отменить административные ограничения либо добавить новые.

Надзор назначается на период от 1 года, максимум до 3 лет, но не выше того срока, в течение которого судимость можно снять. Срок прохождения надзора начинается с момента постановки на учёт в ОВД, в том районе, в котором собирается проживать гражданин.

Далее решение вступает в законную силу. Исполнительными органами власти и другими инстанциям производится сбор данных об объекте надзора, чтобы принять целесообразное решение о возможности снятия наложенных ранее ограничений. Исключением является нарушение, связанное с посягательством на половую свободу несовершеннолетних граждан, в отношении этих лиц преждевременное снятие ограничений применяться не может.

Что касается срока осуществления надзора, то он полностью зависит от типа совершенного преступления. Согласно статье 5 ФЗ -64, срок не может составлять менее одного года и более трёх лет. Также может быть применена формула, по которой из срока погашения судимости вычитается срок, который отбыл наказание объект административного надзора.

Административный надзор может быть приостановлен по ряду причин:

1. находящийся под надзором объявляется в розыск;

2. При присвоении статуса поднадзорному «без вести отсутствующий»;

3. При аресте находящегося под надзором.

Если данные причины исчезают, то надзор автоматически продолжает свое действие.
Осуществляются меры по мониторингу за поднадзорным ОВД, порядок наблюдения определяется органами исполнительной власти.

Окончание административного наблюдения может быть связано с рядом причин:

1. Период административного надзора подошёл к концу;

2. Снята судимость;

3. Признание находящегося под надзором умершим;

4. Гибель поднадзорного.

Может также быть рассмотрена досрочная остановка административного контроля, решение признается судом на основании заявления самого объекта, либо его представителей, либо ОВД, осуществляющего наблюдение за ним в связи с добросовестным выполнением находящегося под надзором уставленных ограничений. Если он добросовестно выполнял все свои обязанности и имеет хорошие характеристики с мест работы и жительства.
Недавно в статье 2 ФЗ-64 появился раздел, по которому судимость не может быть снята, пока осуществляется государственное наблюдение за лицом, отбывшим наказание. Поэтому пока ведётся усиленный мониторинг в отношении данного лица, судимость так и остаётся непогашенной.

Различия между надведомственным контролем и административным


Многие считают, что это два равноценных понятия, обозначающих одно и то же. Но между ними есть разница. Различия касаются, прежде всего, содержания этих двух понятий. Надведомственные органы обладают большей властью. В их права входит не только контроль над деятельностью объектов, но также возможность контролировать целесообразность принятия соответствующих решений. А надзор, в свою очередь,касается конкретного лица.

Также надведомственные органы могут вмешиваться в различные сферы деятельности контролируемого объекта, а вот органы административного контроля могут только исполнять контролирующую функцию и наблюдать за исполнением предписаний.

Стадии проводимого надзора

Административный надзор представляет собой поэтапное выполнение действий, поэтому в целом его можно разделить на следующие этапы:

  • Предварительный. На данном этапе происходит сбор и анализ данных об объекте. Разрабатываются меры, которые необходимо к нему применить;
  • Текущий. В ходе этого этапа происходит наблюдение, инспектирование, происходит проверка за выполнением предписаний;
  • Завершающий. В ходе этого этапа происходит вынесения решения о дальнейших действиях в отношении объекта, а именно, снятие или продление административного контроля.

Таким образом, административный надзор в целом можно рассмотреть как отдельный вид деятельности, направленный на соблюдении организации и законности проводимых мероприятий. В такой деятельности отсутствует организационная подчинённость уполномоченных структур, при этом не имеющая право вмешиваться в деятельность поднадзорного объекта.

В основе административного регламента по надзору лежат действия уполномоченных структур, имеющих право посещать находящиеся под контролем объекты, организовывать проверки на объектах, запрашивать необходимую информацию, проводить анализ необходимости выдачи определенных разрешений для выполнения ограничительных мероприятий, выносить заключения.

В настоящее время основной задачей государства является усовершенствование работы органов надзора, чтобы сократить случаи рецидива, для ускорения процесса социализации лиц, побывавших в местах лишения свободы. Ведь практика во всём мире свидетельствует, что при индивидуальной работе с ранее судимыми лицами возникновение повторной преступности сокращается.



Просмотров