Судьей не гражданин российской федерации. Возраст и карьера судьи. О порядке назначения

Федеральный закон

Федеральный закон представляет собой нормативно-правовой акт, который принимается в соответствии с Конституцией РФ по наиболее важным и актуальным общественным вопросам. Федеральные законы принимаются Государственной думой Федерального собрания РФ.

Власть представляет собой возможность одних субъектов общественных отношений диктовать свою волю и руководить другими субъектам общественных отношений.

Суд представляет собой орган государственной власти, относящийся к судебной ветви власти и осуществляющий правосудие в форме рассмотрения и разрешения судебных дел.

Закон представляет собой нормативно-правовой акт, принимаемый представительным органом государственной власти по наиболее значимым и актуальным вопросам общественной жизни.

Государство

Государство представляет собой особую форму организации политической власти. Для государства как особой формы организации политической власти характерно наличие следующих признаков: наличие публично-властных институтов (т.е. институтов власти, находящихся вне общества, выделенных из него); наличие органов управления и поддержания правопорядка внутри государства; наличие организованной налоговой системы, необходимой для поддержания функционирования государства и государственных институтов, а также решения иных социальных вопросов; наличие обособленной территории и государственных граница, которые отделяют одно государство от другого; наличия независимой правовой системы, при этом, по мнению большинства правоведво: государство не может существовать без права; монополия на насилий, только государство имеет право на применение насилия; наличие суверенитета, т.е. независимости во внутренних и внешних делах.

Республика

Республика представляет собой форму правления, при которой государственные органы избираются гражданами страны лишь на определенный, ограниченный законодательством срок. Наиболее характерная черта для республиканской формы правления является выборность главы государства, при котором политический деятель наделяется полномочиями в результате демократических выборов, а не путем передачи власти. Республики бывают трех видов: президентская, парламентская, смешанная.

Достигший 25 лет.

Имеющий высшее юридическое образование

Стаж работы по юридической профессии не менее 5 лет

Не совершивший порочных поступков

Сдавший квалификационный экзамен

Нахождение на должности депутата ГД либо законодательного (представительного) органа субъекта РФ, третейского судьи.

Членство в политических партиях

Предпринимательская деятельность

Иная оплачиваемая деятельность, кроме преподавательской, научной, творческой.

Судебную власть полномочны осуществлять только суды, входящие в судебную систему России. Создание чрезвычайных судов не допускается (статья 118 Конституции РФ).

Судебная система РФ представлена определенной совокупностью судов РФ и основана на Конституции РФ и федеральном конституционном законе РФ ФКЗ от31.12.1996 г № 1-ФК2 «О судебной системе в РФ».

В зависимости от специфики дел (гражданские, уголовные, хозяйственные, конституционно-правовые, административные и др.) судопроизводство в РФ подразделяется

На конституционное;

Гражданское;

Административное;

Уголовное.

Особый вид судопроизводства - арбитражное (экономическое).

В этой связи судебная система РФ состоит из 3 подсистем:

Конституционная юстиция;

Суды общей юрисдикции;

Арбитражные суды.

Органы конституционной юстиции рассматривают конституционно-правовые вопросы; суды общей юрисдикции - гражданские, административные и уголовные дела; арбитражные суды - экономические споры.

Органы конституционной юстиции:

Конституционный Суд РФ;

Конституционные (уставные) суды субъектов РФ, которые не составляют единой конституционно-судебной системы с Конституционным Судом РФ.

Конституционный Суд Российской Федерации решает дела о соответствии Конституции Российской Федерации: федеральных законов и нормативных актов Президента Российской Федерации, палат Федерального Собрания и Правительства Российской Федерации, а также законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации. Конституционный Суд рассматривает некоторые споры о компетенции, возникающие между органами государственной власти, а также жалобы о нарушениях прав и свобод граждан.

Суды общей юрисдикции составляют единую систему. В нее входят.

Верховный Суд РФ;

Верховные суды республик в составе РФ; краевые и областные суды; суды автономной области, автономных округов городов Москвы и Санкт-Петербурга (суды субъектов РФ);

Суды "промежуточных" звеньев между субъектом РФ и районом - городские, межмуниципальные;

Районные суды;

Военные суды (гарнизонов, армий, флотилий и т. д.).

Суды общей юрисдикции состоят из Верховного Суда Российской Федерации, судов субъектов Российской Федерации и местных (городских или районных) народных судов. Они рассматривают гражданские дела (с участием граждан), а также уголовные, административные и некоторые иные дела.

Верховный суд РФ (ВС РФ): квалификационная коллегия судей РФ по представлению Президента РФ формирует состав ВС РФ, председателя ВС РФ назначает Совет Федерации Федерального собрания РФ по представлению Президента РФ. Заместители председателя и другие судьи выбираются также по представлению Председателя ВС РФ. Народные заседатели и их число избираются ВС РФ. Из представленных списков кандидатов в народные заседатели председатель судебной коллегии ВС РФ формирует список народных заседателей ВС РФ. Для исполнения обязанностей судей по конкретному судебному делу председатель судебного заседания судья ВС РФ выбирает конкретных народных заседателей из утвержденного списка.

Мировые судьи - органы судебной власти субъектов РФ.

Субъекты РФ сами определяют порядок деятельности мировых судей и иные связанные с этим судебным институтом вопросы,

Цель введения мировых судей:

Разгрузить суды общей юрисдикции;

Передать на рассмотрение мировых судей преступления, не представляющие большой общественной опасности;

Приблизить судебную систему к народу. Соподчиненность звеньев судебной системы со стоит в том, что вышестоящие суды контролируют правильность применения закона нижестоящими, их решения обязательны для исполнения нижестоящими судами.

Систему арбитражных судов (первичное звено арбитражных судов - субъект Федерации, а не район) составляют.

Высший Арбитражный Суд РФ;

Федеральные арбитражные суды округов (арбитражные судебные округа охватывают территорию нескольких субъектов РФ);

Арбитражные суды субъектов РФ.

3. Арбитражные суды состоят из Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, федеральных окружных судов и арбитражных судов субъектов федерации, которые рассматривают экономические споры.

Высший арбитражный суд является высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26

Судьями могут быть граждане Российской Федерации, достигшие 25 лет, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет. Федеральным законом могут быть установлены дополнительные требования к судьям судов Российской Федерации.

Закон Российской Федерации от 26 июня 1992 г. «О статусе судей в Российской Федерации» содержит перечень требований, предъявляемых к судьям и кандидатам на судейские должности (статьи 3 и 4). Он в основном совпадает с конституционным перечнем, за исключением требования о стаже работы. Согласно Конституции, профессиональный стаж кандидата на судейскую должность не может быть менее пяти лет, в то время как упомянутый Закон предъявляет такое требование только к судьям краевых, областных и приравненных к ним судов. Установление Конституцией нового ценза для народных судей должно, видимо, повлечь за собой повышение такого рода требований к судьям вышестоящих судов.

Наличие стажа работы по юридической профессии означает, что в прошлом кандидат в судьи либо уже был судьей, либо работал следователем, прокурором, адвокатом, юрисконсультом, секретарем судебного заседания и т. п. Понятием «юридическая профессия» охватывается также научная и преподавательская деятельность в области права.

Среди требований, предъявляемых Конституцией к судьям,- необходимость иметь гражданство Российской Федерации. Представляется, что судьей может быть и гражданин Российской Федерации, обладающий одновременно гражданством другого государства. Во всяком случае, Закон «О статусе судей в Российской Федерации» никаких ограничений на этот счет не содержит, а Закон Российской Федерации от 28 ноября 1991 г. «О гражданстве Российской Федерации» (с изменениями от 1993 года) устанавливает, что «граждане Российской Федерации, имеющие также иное гражданство, не могут на этом основании быть ограничены в правах.., вытекающих из гражданства Российской Федерации» (статья 3).

Дополнительные требования к судьям, о которых упоминается в статье 119, изложены в статьях 3 и 4 Закона «О статусе судей в Российской Федерации». Эти требования сводятся к следующему:

а) судья обязан неукоснительно соблюдать Конституцию Российской Федерации и другие законы;

б) судья при исполнении своих полномочий, а также во внеслужебных отношениях должен избегать всего, что могло бы умалить авторитет судебной власти, достоинство судьи или вызвать сомнение в его объективности, справедливости и беспристрастности;

в) судья не вправе быть народным депутатом. Прежняя Конституция Российской Федерации формулировала это требование ограничительно: «Судьи не могут быть депутатами Совета, которым они избираются» (часть третья статьи 92). Такая формула позволяла судье, скажем, районного народного суда совмещать свою деятельность с обязанностями народного депутата Российской Федерации, поскольку избирал его судьей не российский парламент, а областной Совет, и практика знала подобные случаи. В действующей Конституции нет нормы, регламентирующей возможность какого-либо совмещения или соединения в одних руках судейских и депутатских функций. Поэтому абсолютным остается предусмотренный Законом «О статусе судей в Российской Федерации» запрет одному и тому же лицу совмещать обязанности судьи и депутата представительного органа любого

уровня, что полностью соответствует одному из основополагающих конституционных принципов - принципу разделения властей (см.комментарий к статье 10);

г) судья не должен принадлежать к политическим партиям и движениям. Это ограничение продиктовано тем, что всякая политическая активность мешает судье оставаться объективным и беспристрастным, ибо ставит его перед необходимостью руководствоваться не только Конституцией и другими законами, но и политическими идеалами той партии или движения, в которых он состоит. Следует признать недопустимыми для судьи и иные неформальные проявления своих политических симпатий или антипатий (оказание материальной поддержки определенной партии, участие в собраниях, митингах, уличных шествиях, демонстрациях или пикетированиях, имеющих политический характер, агитация за кандидатов в депутаты и др.);

д) судья не вправе заниматься предпринимательской деятельностью, а также совмещать работу в должности судьи с другой оплачиваемой работой, кроме научной, преподавательской, литературной и иной творческой деятельности. Помимо перечисленных, статья 5 Закона «О статусе судей в Российской Федерации» предусматривает еще одно специфическое требование, предъявляемое к кандидату в судьи,- сдачу им квалификационного экзамена, который принимается состоящей при органе юстиции комиссией (ее персональный состав утверждается квалификационной коллегией судей).

Если судья нарушил какое-либо из перечисленных требований (вступил в политическую партию, занялся предпринимательской деятельностью и т. п.), квалификационная коллегия судей вправе приостановить или прекратить его полномочия (см.комментарий к статье 121 Конституции).


Открытость, доступность, предсказуемость правосудия

Глава 7. Судебная власть и прокуратура

Статья 118

1. Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом.

2. Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

3. Судебная система Российской Федерации устанавливается Конституцией Российской Федерации и федеральным конституционным законом. Создание чрезвычайных судов не допускается.

Статья 119

Судьями могут быть граждане Российской Федерации, достигшие 25 лет, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет. Федеральным законом могут быть установлены дополнительные требования к судьям судов Российской Федерации.

Статья 120

1. Судьи независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и федеральному закону.

2. Суд, установив при рассмотрении дела несоответствие акта государственного или иного органа закону, принимает решение в соответствии с законом.

Статья 121

1. Судьи несменяемы.

2. Полномочия судьи могут быть прекращены или приостановлены не иначе как в порядке и по основаниям, установленным федеральным законом.

Статья 122

1. Судьи неприкосновенны.

2. Судья не может быть привлечен к уголовной ответственности иначе как в порядке, определяемом федеральным законом.

Статья 123

1. Разбирательство дел во всех судах открытое. Слушание дела в закрытом заседании допускается в случаях, предусмотренных федеральным законом.

2. Заочное разбирательство уголовных дел в судах не допускается, кроме случаев, предусмотренных федеральным законом.

3. Судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.

4. В случаях, предусмотренных федеральным законом, судопроизводство осуществляется с участием присяжных заседателей.

Статья 124

Финансирование судов производится только из федерального бюджета и должно обеспечивать возможность полного и независимого осуществления правосудия в соответствии с федеральным законом.

Статья 125

1. Конституционный Суд Российской Федерации состоит из 19 судей.

2. Конституционный Суд Российской Федерации по запросам Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, одной пятой членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы, Правительства Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, органов законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации разрешает дела о соответствии Конституции Российской Федерации:

а) федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации;

б) конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти Российской Федерации и совместному ведению органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации;

в) договоров между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, договоров между органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

г) не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации.

3. Конституционный Суд Российской Федерации разрешает споры о компетенции:

а) между федеральными органами государственной власти;

б) между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

в) между высшими государственными органами субъектов Российской Федерации.

4. Конституционный Суд Российской Федерации по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле, в порядке, установленном федеральным законом.

5. Конституционный Суд Российской Федерации по запросам Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации, органов законодательной власти субъектов Российской Федерации дает толкование Конституции Российской Федерации.

6. Акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу; не соответствующие Конституции Российской Федерации международные договоры Российской Федерации не подлежат введению в действие и применению.

7. Конституционный Суд Российской Федерации по запросу Совета Федерации дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента Российской Федерации в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления.

Статья 126

Верховный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

Статья 127

Исключена поправкой к Конституции Российской Федерации (Закон Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации "О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации").

Статья 128

1. Судьи Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации назначаются Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации.

2. Судьи других федеральных судов назначаются Президентом Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом.

3. Полномочия, порядок образования и деятельности Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации и иных федеральных судов устанавливаются федеральным конституционным законом.



Просмотров